Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Никoлaевa Л. A. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И БУДУЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО ДЕТЕЙ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 72-75. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-3-72-75

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 8)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.99

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И БУДУЩЕЕ РОДИТЕЛЬСТВО ДЕТЕЙ

Авторы: 
Никoлaевa Любовь Aлександровна, Ярoслaвский гoсудaрственный университет им. П. Г. Демидoвa
Аннотация: 

Детскo-рoдительские oтнoшения игрaют ключевую рoль в развитии ребенка как будущего семьянина. Цель исследования – определение взаимосвязи отношений родителей с детьми с формированием будущего родительства у их детей. Для изучения этой взаимосвязи были использованы методики PARI и тест детскородительских отношений. В результате исследования мы пришли к выводу, что такие стили семейного поведения, как кооперация ребенка с родителем, симбиоз ребенка и родителя, выражающийся в стремлении взрослого к единению с ребенком, являются «наследуемыми» факторами. К «наследуемыми» факторам также относятся: доминирование матери либо ее зависимость от мужа и несамостоятельность, они передаются от родителей к детям и их будущим семьям. Такие противоположные факторы, как уклонение родителя от контакта с ребенком и создание безопасности, опасение обидеть, подавление сексуальности также относятся к категории характеристик, которые передаются детям в процессе семейного воспитания.

Список источников: 
  1. Филиппова Г. Г. Материнство : сравнительно-психологический подход // Психологический журн. 1999. Т. 20, № 5. С. 81–88.
  2. Терехина С. А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением : дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 196 с.
  3. Бухлина Л. Ю. Исследование социальных позиций подростков с различной степенью изоляции от семьи : автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2004. 18 с.
  4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. 232 с.
  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб., 2006. 176 с.
  6. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. М., 1976. 40 с.
  7. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. 253 с.
  8. Кулиш О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 29 с.
  9. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей : концепции, направления и перспективы. М., 1993. 62 с.
  10. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие. М., 2002. 240 с.