Для цитирования:
Филимонова О. Ф. ЧЕЛОВЕК НАУКИ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 53-57. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-3-53-57
ЧЕЛОВЕК НАУКИ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Целью статьи является исследование проблемы самоидентич-
ности современного ученого в познавательном поле социаль-
но-философской мысли ХХ в. Обозначаются основные контек-
сты современных изменений в социальном и научном мире,
характеризующиеся сложной социальной дифференциацией,
разведением принципов научной идентификации и иерархиза-
ции, ценностной и этической неопределенностью. Исследуется
специфика саморефлексии ученого в соотнесенности с «эта-
лонной моделью» человека науки, определяются основания для
резкой смены самоидентификаций. Предложены и описываются
два типа самоопределения: ученый как практик и ученый как
интеллектуал. Методологические принципы ряда социальных
концепций (М. Вебер, П. Бурдье, теория идентичности, постмо-
дернистская социальная теория) стали необходимым условием
для отображения новых контуров самоидентичности ученого и
проблемы поиска им своего места и роли в научной практике.
1. Гланц Т. (По)чему идентичность? // Гражданин мира
или пленник территории? К проблеме идентичности
современного человека. М., 2006. 423 с.
2. Вебер М. Избранное // Протестантская этика и дух
капитализма. М., 2006. 656 с.
3. Бергер П. Л. Приглашение в социологию : гуманисти-
ческая перспектива. М., 1996. 168 с.
4. Пуанкаре А. Наука и метод // Химия и жизнь. 1980.
№ 6. С. 78–84..
5. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.,
2010. 378 с.
6. Бурдье П. Начала. М., 1994. 288 с.
7. Штомпка П. Социология : анализ современного обще-
ства. М., 2010. 664 с.
8. Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М., 2009.
310 с.
9. Пэнто Л. Философская журналистика // Социо-Логос
постмодернизма. М., 1996. 236 с.