Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Зинченко Е. М. Айтрекинговое исследование восприятия художественной народной росписи на примере гжели и хохломы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 424-430. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-4-424-430, EDN: MQNXUQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 43)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.937:745(470+571)
EDN: 
MQNXUQ

Айтрекинговое исследование восприятия художественной народной росписи на примере гжели и хохломы

Авторы: 
Зинченко Екатерина Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Художественная народная роспись лежит в основе духовно-нравственного воспитания. Учитывая, что такая роспись вновь входит в нашу жизнь, заявленная тема является актуальной. Теоретический анализ. Гжель и хохлома сопровождают развитие художественного вкуса на протяжении веков. Известно о влиянии искусства на психо-эмоциональное состояние человека, индикатором которого служит окуломоторная активность. Движения глаз могут быть использованы как индикаторы процесса восприятия. Эмпирический анализ. Были выявлены характерные значения морганий, фиксаций и саккад при восприятии изображений гжели и хохломы с учетом предпочтения той или иной росписи. Установлено, что лица, предпочитающие гжель, используют созерцательную стратегию наблюдения, в то время как лица, выбравшие хохлому, – исследовательскую. Также при рассмотрении сине-белых изображений лица, выбравшие гжель, используют рациональный способ восприятия, а при восприятии золотых – эмоциональный. У участников, предпочитающих хохлому, установлено обратное соотношение способов восприятия. Заключение. При рассмотрении той или иной росписи актуализируются разные способы переработки информации у лиц, предпочитающих гжель и хохлому. Выявленные особенности окуломоторной активности позволят использовать данные виды народной росписи в арт-терапии при проведении дополнительных исследований.

Список источников: 
  1. Лефман Т. О. Новый дизайн на основе традиционного ремесла: опыт творческих коллабораций // К 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960): сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции (Архангельск, 25–26 марта 2021 г.) / под ред. Н. Н. Бедина. Архангельск : КИРА, 2021. С. 268–274.
  2. Некрасова М. А. Место народного искусства как духовного феномена в современной культуре России // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/analitika/2009/03/30/mesto_narodnogo_iskusstva_
    kak_duhovnogo_fenomena_v_sovremennoj_kul_ture_rossii
    (дата обращения: 20.08.2023).
  3. Фалетрова О. М. Регуляция психофизического и психоэмоционального состояния средствами искусства // Гуманитарные науки. 2021. № 1, вып. 53. С. 140–144.
  4. Чернышева Т. В. Японское искусство икебана как возможность сохранения и восстановления психоэмоционального состояния педагогов, медицинских работников, работающих с детьми с ОВЗ и направление арт-терапии для родителей // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Орехово-Зуево, 17 июня 2021 г.) / под ред. И. А. Ахметшина. Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. С. 342–348.
  5. Лоскутова А. В. Арт-терапия, роспись по шелку как возможность улучшения психоэмоционального состояния // Антология российской психотерапии и психологии: сборник статей по итогам Международного конгресса (Москва, 12–15 октября 2017 г.) / под ред. А. Е. Булычевой. М. : Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига», 2017. С. 183–183.
  6. Treadon C. B., Rosal M., Wylder V. D. T. Opening the doors of art museums for therapeutic processes // The Arts in psychotherapy. 2006. Vol. 33, № 4. P. 288–301. https://doi.org/10.1016/j.aip.2006.03.003
  7. Rosal M. Cognitive-behavioral art therapy. Approaches to art therapy // Routledge. 2016. P. 333–352. https://doi.org/10.4324/9781315459257
  8. Rosal M. L. Cognitive-Behavioral Art Therapy: From behaviorism to the third wave. New York : Routledge, 2018. 252 p.
  9. Durugbo C. M. Eye tracking for work-related visual search: A cognitive task analysis // Ergonomics. 2021. Vol. 64, № 2. P. 225–240. https://doi.org/10.1080/00140139.2020.1822547
  10. Bachurina V. A machine learning investigation of factors that contribute to predicting cognitive performance: Difficulty level, reaction time and eye-movements // Decision Support Systems. 2022. Vol. 155. P. 113713. https://doi.org/10.1016/j.dss.2021.113713
  11. Bacica D., Henryb R. Advancing our understanding and assessment of cognitive effort in the cognitive fi t theory and data visualization context: Eye tracking-based approach // Decision Support Systems. 2022. Vol. 163. Р. 1–15. https://doi.org/10.1016/j.dss.2022.113862
  12. Liu X. Chen T., Xie G., Liu G. Contact-free cognitive load recognition based on eye movement // Agricultural Water Management. 2016. Vol. 172. P. 1–8. https://doi.org/10.1155/2016/1601879
  13. Skaramagkas V., Ktistakis E., Manousos D., Tachos N. S., Kazantzaki E., Tripoliti E. E., Fotiadis D. I., Tsiknakis M. Cognitive workload level estimation based on eye tracking: A machine learning approach // 2021 IEEE 21st International Conference on Bioinformatics and Bioengineering (BIBE). 2021. P. 1–5. https://doi.ieeecomputersociety.org/10.1109/BIBE52308.2021.9635166
  14. Zheng T., Glock C. H., Grosse E. H. Opportunities for using eye tracking technology in manufacturing and logistics: Systematic literature review and research agenda // Computers & Industrial Engineering. 2022. Vol. 171. P. 108444. https://doi.org/10.1016/j.cie.2022.108444
Поступила в редакцию: 
19.08.2023
Принята к публикации: 
13.11.2023
Опубликована: 
25.12.2023