Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 42)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

САМООТНОШЕНИЕ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К РИСКУ

Autors: 
Klenova Milena Alexandrovna, Saratov State University
Abstract: 

Статья  посвящена  исследованию  зависимости  готовности  к 
риску  от  компонентов  самоотношения  личности.  Целью  ис-
следования  является  выявление  взаимосвязи  готовности 
к  риску  и  компонентов  самоотношения  в  трех  поколениях. 
Проанализирована структура самоотношения в трех поколе-
ниях. Дан сравнительный анализ выраженности компонентов 
самоотношения у мужчин и женщин; установлены различия в 
оценке компонентов самоотношения в зависимости от возрас-
та испытуемых: молодое поколение высоко оценивает само-
интерес,  пожилые  –  самопоследовательность;  определены 
гендерные  различия  в  оценке  компонентов  самоотношения: 
мужчины высоко оценивают самоуважение, женщины – само-
интерес. Применение психодиагностического инструментария 
– «Опросника самоотношения» (В. В. Столина, Р. С. Пантиле-
ева), «Шкалы готовности к риску» (Г. Шуберта) позволило уста-
новить, что готовность к риску зависит от таких компонентов 
самоотношения,  как  глобальное  самоотношение,  отношение 
других, самоинтерес. 

Reference: 

 Кленова М. А. Самоактуализация личности и готов-
ность  к  риску  //  Вестн.  Ун-та  (Государственный 
университет управления). 2011. № 6. С. 50-51.
2.  Кленова М. А. Социально-психологическая адапта-
ция молодежи и склонность к риску // Изв. Сарат. 
ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Пе-
дагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 79-82.
3.  Кленова М. А. Личностная креативность и мотивация 
достижения  как  компоненты  готовности  к  риску 
//  Изв.  Сарат.  ун-та.  Нов.  серия.  Акмеология  об-
разования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2. 
С. 69-72.
4.  Вагапова А. Р. Экопсихологические характеристики 
процесса адаптации студентов первого курса к об-
разовательной среде вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. 
серия.  Акмеология  образования.  Психология  раз-
вития. 2011. Т. 4, вып. 2. С. 50-57.  Вагапова  А.  Р.  Особенности  конструирования 
жизненного  поля  как  аспект  личностного  и  про-
фессионального  самоопределения  в  юношеском 
возрасте // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Акмеология 
образования.  Психология  развития.  2008.  Т.  1, 
вып. 1-2. С. 60-63. 
6.  Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 
2-е изд. Минск, 2003. 976 с.
7.  Моросанова В. И., Аронова Е. А. Саморегуляция и 
самосознание  субъекта  //  Психологический  журн. 
2008. Т. 29, № 1. С. 14-22.
8.  Зейгарник  Б.  В.,  Холмогорова  А.  Б.,  Мазур  Е.  С. 
Саморегуляция  поведения  в  норме  и  патологии  // 
Психологический журн. 1980. Т.10, № 2. С. 122-131.
9.  Селезнева  Е.  В.  Самоотношение  как  акмеологи-
ческий  феномен  //  Мир  психологии.  2008.  №  4. 
С. 238-249.
10. Столин  В.  В.  Самосознание  личности.  М.,  1983. 
284 с.
11. Соколова  Е.  Т.  Самосознание  и  самооценка  при 
аномалиях личности. М., 1989. 215 с.
12. Колышко А. М. Психология самоотношения. Гродно, 
2004. 102 с.
13. Визгина  А.  В.,  Пантилеев  С.  Р.  Проявление  лич-
ностных особенностей в самоописаниях мужчин и 
женщин // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 91-100.
14. Бочаров А. В. Связь между эксплицитными и импли-
цитными оценками агрессивности : влияние пола, 
возраста, социальной желательности // Бюл. Сибир-
ского отделения Российской академии медицинских 
наук. 2007. № 3 (125). С. 41-45.