ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
В статье ставится вопрос о смене субъектов социальной памяти в условиях кризиса на-
ционально-государственного типа памяти и активизации процессов глобализации. Рас-
сматривается научная ретроспектива постановки вопроса о субъекте социальной памяти,
анализируются существующие точки зрения и используемые аргументы. В условиях гло-
бализации государства перестают обладать монополией на выражение представлений о
прошлом, поэтому возникает потребность в поиске новых субъектов. Автор анализирует
возможность цивилизаций выступать субъектами социальной памяти и указывает на ри-
ски использования коллективных представлений о прошлом в качестве обоснования со-
временных цивилизационных конфликтов. Особое значение этот вопрос имеет в условиях
российского общества, где цивилизационный подход получил распространение в качестве
альтернативы вульгарному марксизму, но приобрел этнически ориентированные черты.
1. Durkheim E. The elementary forms of the religious life.
L., 1976. 356 p.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии.
М., 2001. 202 c.
3. Васильев А. Г. Воплощенная память : коммеморатив-
ный ритуал в социологии Э. Дюркгейма // Социоло-
гическое обозрение. 2014. Т. 13, № 2. С. 148-162.
4. Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.,
2004. 424 с.
5. Ассман Я. Культурная память : Письмо, память о
прошлом и политическая идентичность в высоких
культурах древности. М., 2004. 402 с.
6. Шнирельман В. А. Цивилизационный подход, учеб-
ники истории и «новый расизм» // Расизм в языке со-
циальных наук / под ред. В. Воронкова, О. Карпенко,
А. Осипова. СПб., 2002. С. 131-145.