Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 56)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

СТРУКТУРА АНАТОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В КАРТИНЕ РЕМБРАНДТА ВАН РЕЙНА

Autors: 
Yakovlev Evgeniy E., Tyumen State Institute of Civilization
Abstract: 

В  статье  проводится  анализ  картины  Рембрандта  ван  Рейна 
«Урок анатомии доктора Тульпа». На ее примере раскрываются 
внутренние связи, имевшие место в отношении анатомических 
практик, характерных в период XVI–XVII вв. Автор использует ме-
тоды, сходные с кантианским методом конституирования транс-
цендентального субъекта, где знание необходимо соотносится с 
познающим субъектом, а также фукольдианский метод работы с 
дискурсом. Картина Рембрандта служит в этом случае не столь-
ко предметом искусства, а комментарием к практике как форме 
познания, который позволяет нам приблизиться к ее пониманию 
через дискурс. Познание, т.е. возникновение дискурса, осущест-
вляется  благодаря  работе  определенной  структуры,  которая 
выделяется и рассматривается с теоретических позиций фран-
цузских философов XX в. Разработка теорий последних позво-
ляет выделить три главных, по мнению автора, элемента: взгляд, 
символическое и письмо.

Reference: 

1.  Кириленко Е. И. Феномен европейской медицины в 
горизонте неклассической культуры // Вестн. Томск. 
гос. ун-та. 2008. № 309. С. 52-58.
2.  Шестерикова О. А. Формирование и развитие меди-
цинского дискурса в эпоху Нового времени // Истори-
ческие, философские, политические и юридические 
науки,  культурология  и  искусствоведение.  Вопр. 
теории и практики. 2013. № 4 (30). С. 179-183.

3.  Шестерикова  О.  А.  Трансформация  медицинского 
дискурса  в  современной  европейской  культуре  : 
автореф. дис. … канд. филос. наук. СПб., 2014. 24 с.
4.  Тарасов Ю. А. Два групповых портрета кисти Рем-
брандта – «Урок анатомии доктора Тульпа» и «Урок 
анатомии доктора Деймана» // Вестн. С.-Петерб. ун-
та. Сер. 2. История. 2013. № 4. С. 130-136.
5.  Afek A.  [et  al].  Dr. Tulp’s  anatomy  lesson  by  Rem-
brandt : the third day hypothesis // Israce Medical As-
sociation Journal. 2009. Vol. 11. P. 389-392.
6.  Masquelet A. The anatomy lesson of dr Tulp // Journal 
of hand surgery. 2005. 30B, no. 4. P. 379-381.
7.  Михель Д. Власть, знание, мертвое тело // Логос. 2003. 
№ 4-5. С. 219-233.
8.  Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных 
наук. СПб., 1994. 406 с.
9.  Ле Гофф Ж. История тела в средневековье. М., 2008. 
189 с.
10. Фуко М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти 
и сексуальности. М., 1996. 448 с.
11. Барт Р. Империя знаков / пер. с фр. Я. Г. Бражнико-
вой. М., 2004. 144 с.
12. Климанова А. К. Отношение видимого и сказанного 
в концепции знания М. Фуко // Ф?Н-Наука. 2013. 
№ 11 (26). С. 22-24.
13. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1 : Работы Фрейда по тех-
нике психоанализа (1953/54). М., 1998. 432 с.
14. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2: «Я» в теории Фрейда и в 
технике психоанализа (1954/55). М., 1999. 520 с.
15. Печенина О. В. Функции реального, воображаемо-
го  и  символического  в  коммуникативной  модели 
структурного  психоанализа  Ж.  Лакана  //  Вестн. 
С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, 
социология, психология, право, международные от-
ношения. 2007. № 4. С. 208-215.
16. Косиков Г. Французская семиотика : От структура-
лизма до постструктурализма. М., 2000. С. 50-98.