Izvestiya of Saratov University.

Philosophy. Psychology. Pedagogy

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Full text:
(downloads: 56)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ

Autors: 
Bocharova Elena Evgenyevna, Saratov State University
Abstract: 

Изложены  результаты  теоретического  и  эмпирического  исследования  представлений 
о престиже профессии у выпускников общеобразовательных школ. Эмпирическое ис-
следование  выполнено  на  выборке  старшеклассников  (учащиеся  11-х  классов  обще-
образовательных школ Саратова, N = 105, мужского (43%) и женского пола; 16,5 лет, 
SD = 0,69) с применением метода свободных ассоциаций К. Г. Юнга, М. Вертгеймера, 
Д. Кляйна (испытуемым предлагалось написать первые «пришедшие на ум» десять слов, 
ассоциируемых со словом-стимулом «престиж профессии») с последующим примене-
нием контент-анализа. Выявлена материально-прагматическая направленность старше-
классников в оценке престижа профессии. Прикладной аспект исследуемой проблемы 
может  быть  реализован  в  разработке  образовательных  программ,  а  также  программ 
психолого-педагогического содействия профессиональному самоопределению выпуск-
ников общеобразовательных школ. 

Reference: 

1.   Поваренков  Ю.  П.  Психологическое  содержание 
профессионального становления человека. М., 2002. 
160 с.

2.   Толочек В. А. Психология труда. СПб., 2016. 480 с.
3.   Куприянчук Е. В. Особенности взаимосвязи социаль-
ных представлений о профессии с самоактуализацией 
личности студентов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. 
Акмеология образования. Психология развития. 2014. 
Т. 3, вып. 2. C. 156-160.
4.   Руднев  М.  Г.  Методология  и  основные  результаты 
исследований  престижа  профессий  в  зарубежной 
социологии  //  Вопросы  образования.  2008.    №  2. 
С. 217-239.  
5.   Цвык  В.  А.  Социально-профессиональный  статус 
личности и престиж профессии // Вестник ТюмГУ. 
Сер. Социология. 2009. № 4. С. 44-52.
6.   Арендачук  И.  В.  Риски  профессионального  само-
определения старшеклассников : психолого-педаго-
гический аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. 
Акмеология образования. Психология развития. 2016. 
Т. 5, вып. 1. C. 70-76.
7.   Вагапова А. Р. Представления о профессиональном 
будущем  как  фактор  адаптационной  готовности  к 
профессиональной  деятельности  студентов-психо-
логов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеоло-
гия образования. Психология развития. 2012. Т. 1, 
вып. 4. С. 38-42.
8.   Гинзбург М. Р. Психолoгическое сoдержание личност-
ного самooопределения // Вопр. психологии. 1994. 
№ 3. С. 43-52.
9.   Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое 
самоопределение молодежи : структура и детерми-
нация // Вестн. практ. психологии образования. 2007. 
№ 1. С. 51.
10.  Толочек В. А., Журавлева Н. И., Шпитонков С. В. Фак-
торы актуализации ресурсов субъекта в продолжение 
профессиональной карьеры // Изв. Сарат. ун-та. Нов. 
сер. Сер. Акмеология образования. Психология раз-
вития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 297-301.
11.  Шамионов Р. М., Сотников А. Е. Жизненные цен-
ности  и  социально-психологические  установки  на 
различных этапах профессиональной социализации 
юристов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмео-
логия образования. Психология развития. 2013. Т. 2, 
вып. 4. С. 353-358.
Образец для цитирования:
Бочарова Е. Е. Содержательно-смысловые характеристики представлений старшеклассников о престиже про-
фессии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 435–439. 
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-435-439.