ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В статье раскрывается значение формирования гражданской
идентичности у подрастающего поколения в государственном
и личностном контекстах. Рассмотрена сущность данного лич-
ностного образования, его структурные компоненты (когнитив-
ный, эмоциональный, ценностный и деятельностный) должны
соответствовать выделенным и обоснованным автором статьи
содержательным составляющим: патриотизму, культуре межна-
ционального общения, национальному самосознанию, правовой
культуре личности, внутренняя структура которых также выявле-
на. Указана возрастная специфика формирования гражданской
идентичности в дошкольном, младшем школьном, подростковом
и юношеском возрасте.
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модерни-
зации образования : на пути к преодолению кризиса
идентичности и построению гражданского общест-
ва // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 65–86.
2. Галактионова Н. А. Гражданская идентичность как
компонент личностной идентичности // Изв. высш.
учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика.
2010. № 1. С. 10-12.
3. Бочарова Е. Е. Этническая и гражданская идентич-
ность личности представителей разных этногрупп //Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология об-
разования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3.
С. 277-282.
4. Воробьев С. М. Некоторые аспекты формирования
гражданской идентичности в полиэтническом ре-
гионе // Наука. Инновации. Технологии. 2012. № 1.
С. 59-63.
5. Новикова И. А. Гражданская идентичность в пред-
ставлениях современной молодежи // Социальная
интеграция и развитие этнокультур в евразийском
пространстве. 2015. № 3-1. С. 84-89.
6. Сергеева В. П. Формирование гражданской иден-
тичности в образовательном процессе // Проблемы
современного образования. 2011. № 4. С. 12-15.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. М., 1992.
С. 268-283.
8. Кириленко Н. П. Сущностная характеристика граж-
данского воспитания младших школьников // Вопр.
теории и практики начального обучения : сб. науч.
тр. Вып. 5. Саратов, 2004. С. 17-22.
9. Ходько А. Ф. Формирование национального само-
сознания учащейся молодежи // Вестн. Полоцкого
гос. ун-та. Сер. Е. Педагогические науки. 2015. № 7.
С. 22-25.
10. Петручак Л. А. Проблемы понятия и структуры
правовой культуры // Lex Russica. 2009. Т. LXVIII.
№ 5. С. 1056-1075.
11. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура //
Юрист. 1998. № 11/12. С. 2-8.
12. Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотруд-
ничества учителя с семьей младшего школьника //
Начальная школа. 2010. № 4. С. 3-5.
13. Махинин А. Н. Проблема эффективности формирования
российской гражданской идентичности у старшекласс-
ников // Педагогика. Психология. Социальная работа.
Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 2. С. 11-15.