АПРОБАЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕСТА И ТРЕНИНГА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
Статья посвящена актуальной проблеме изучения способности творческого управления эмоциональными реакциями и состояниями. Обращается внимание на сложные вопросы, касающиеся операционализации понятия эмоциональной креативности и разработки объективных способов измерения этой личностной способности. Работа содержит описание нового, предложенного автором, объективного теста эмоциональной креативности, предполагающего продуцирование эмоциональных ответов на стимульные рисунки, содержащие условное изображение различных социально напряженных ситуаций. Приводятся результаты констатирующего исследования и формирующего эксперимента, послужившие апробацией авторского психодиагностического инструмента. В исследовании приняли участие 50 человек (32 женщины и 18 мужчин) в возрасте от 20 до 30 лет. Предпринятое исследование позволило установить значимую корреляцию апро- бируемого теста с показателями субъективного опросника эмоциональной креативности Дж. Эверилла и такими личностными свойствами, участвующими в социально-психологической адап- тации, как уравновешенность, общительность и толерантность к депрессивным состояниям. Предложенный диагностический тест оказался высоко чувствительным к изменениям, произошедшим в ходе формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной креативности. Разработанный автором тренинг, основанный на авторском понимании феномена эмоциональной креативности, показал свою эффективность для развития гибко- сти, вариативности, спонтанности, быстроты и личностно-социальной полезности эмоционального реагирования и улучшения адаптационных свойств личности.
Averill J. R. Individual differences in emotional creativity: structure and correlates // Journal of Personality. 1999. Vol. 67, № 2. P. 331–371.
Averill J. R. Emotions as mediators and as products of creative activity // Creativity across domains : Face of muse / eds. J. Kaufman, J. Baer. N.Y., 2005. P. 225–243.
Морено Я. Л. Социометрия : экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. М., 2004. 320 с.
Лейтц Г. Психодрама : теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено / пер. с нем. А. М. Боковикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2007. 380 с.
Zareie H. A. Structural modeling of the relationship between emotional creativity, self-ef? cacy and academic motivation among students // Bulletin of Environment, Pharmacology and Life Sciences. 2014. Vol. 3. P. 27–30.
Ivcevic Z., Brackett M. A., Mayer J. D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of Personality. 2007. № 2. P. 199–235.
Фролова С. В., Сергеева В. С., Стулина Л. К. Эмоциональная креативность как фактор жизнестойкости личности // Организационная психология : люди и риски : сб. материалов V рос.-амер. науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 419–425.
Frolova S. V., Novoselova K. I. Emotional creativity as a factor of individual and family psychological wellbeing // International Annual Edition of Applied Psychology : Theory, Research, and Practice. 2015. Vol. 2. P. 30–43. URL: http://interpsy.sgu.ru/sites/default/? les/ emotional_creativity_as_a_factor_of_individual_and_ family_psychological_wellbeing.pdf/ (дата обращения: 30.03.17).
Валуева Е. А. Диагностика эмоциональной креативности : адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект : от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2009. С. 216–227.
Березина Т. Н., Терещенко Р. Н. Эмоциональная креативность личности : определение и структура // Психология и психотехника. 2012. № 2. С. 43–50.
Белова С. С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества // Психология человека в современном мире : в 2 т. Т. 2. Материалы Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (Москва, 15–16 октября 2009 г.). М., 2009. C. 299–307.
Собчик Л. Н. Рисованный апперцептивный тест. СПб., 2002. 32 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под ред.