Для цитирования:
Проничева М. М., Кабанова Т. Н., Баженова Д. А. Возрастная специфика индивидуально-психологических характеристик и ценностных ориентаций курсантов Юнармии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 196-203. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-3-196-203 , EDN: OZFDBV
Возрастная специфика индивидуально-психологических характеристик и ценностных ориентаций курсантов Юнармии
Введение. Актуальность исследования ценностных ориентаций подростков обоснована тем, что позволяет понять тенденции развития современного общества. Целью статьи является изучение возрастной специфики индивидуально-психологических характеристик и ценностных ориентаций. Материалы и методы. В качестве базы используются результаты обследования курсантов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Обследован 231 подросток возрастных групп: 11–12, 13, 14–15, 16–17 лет. Диагностический комплекс включал методики, изучающие осмысленность жизни, образ Я и особенности самоконтроля, а также авторскую методику, позволяющую определять базовые и значимые ценности респондентов. Метод выявления базисных ценностей разработан на основе оригинальной методики В. Г. Асеева. Результаты. Выявлены значимые различия в индивидуально-психологических особенностях подростков в зависимости от возраста. Определена возрастная специфика по переменным «Предпочтение простых задач», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Уверенность в контроле жизни» и ее общей осмысленности. Также были выявлены значимые связи между базовыми/значимыми ценностями, антиценностями и психологическими показателями юнармейцев в каждой возрастной группе. Заключение. Исследование позволило сделать вывод о важности моральных устоев для подростков, а также продемонстрировало стремление молодых людей к автономии, независимости, социальному взаимодействию и общественно полезной деятельности. Полученные данные могут быть использованы для разработки эффективных программ социально-психологической поддержки и развития для детей и подростков.
- Блюм А. И., Василенко Т. Д. Личностные факторы адаптивного переживания ситуации неопределенности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 4 (47). С. 345–354. https://doi.org/10.23888/humJ2024124345-354
- Ковальчук Д. Ф., Гребенникова В. М., Бонкало Т. И. Признаки и основные характеристики ситуации неопределенности: систематический обзор // Обзор педагогических исследований. 2023. Т. 5, № 1. С. 185–191.
- Тучина О. Р. Социально-психологические факторы репрезентации будущего подростков и молодежи Кубани // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 1 (40). С. 35–48. https://doi.org/10.23888/humJ202311135-48
- Муравьева О. И., Попкова Т. С. Взаимосвязь субъективного благополучия и ценностных ориентаций у современной студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 98–101.
- Карпович Я. А., Радиевская Я. И. Ценностные ориентиры современной молодежи // Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения и профессиональной культуры будущего специалиста : материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции / под ред. Г. И. Займист, А. В. Климович. Брест : БрГУ, 2023. С. 35–38.
- Баранова А. В., Мустафина Л. Ш. Выбор возможных Я у молодежи с разными личностными характеристиками // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 2 (41). С. 117–128. https://doi.org/10.23888/humJ2023112117-128
- Малых С. Б. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта // Российский девиантологический журнал. 2023. № 1. С. 118–120. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-1-118-120
- Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. Особенности мировоззрения современной молодежи: социальнофилософский анализ // Образование и право. 2021. № 12. C. 253–259. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2021-12-253-259
- Fauzi F. A., Zulkefl i N. A. M., Baharom A. Aggressive behavior in adolescent: The importance of biopsychosocial predictors among secondary school students // Front Public Health. 2023. № 11. Art. 992159. https://doi.org/10.3389/fpubh.2023.992159
- Crumbaugh J. S., Maholick L. T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis II // J. of Clinical Psychology. 1964. Vol. 20, № 2. P. 200–207.
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.
- Grasmick H. G., Tittle C. R., Bursik R. J., Arneklev B. J. Testing the core empirical implications of Gottfredson and Hirschi’s general theory of crime // Journal of Research in Crime and Delinquency. 1993. Vol. 30, № 1. P. 5–29.
- Булыгина В. Г., Абдразякова A. M., Коваленко И. В. Новые психологические методики диагностики девиаций поведения у несовершеннолетних // Судебная психиатрия. Судебная экспертиза несовершеннолетних / под ред. Т. Б. Дмитриева. М. : ГНЦССП, 2008. С. 14–29.
- Асеев В. Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. 2014. № 1. С. 16–24.
- Носс И. Н., Булыгина В. Г., Проничева М. М. Методология исследования ценностно-смысловых конструктов личности // Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов / под ред. В. А. Фадеева, Т. А. Вархотова. М. : Нептун, 2023. Гл. 6. С. 94–119.