Для цитирования:
Данилов С. А. «Черный лебедь» Н. Талеба как философская рефлексия рискогенного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 122-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-122-126
«Черный лебедь» Н. Талеба как философская рефлексия рискогенного общества
В исследовательском фокусе публикации оказывается теория «Черного лебедя» современного философа Н. Талеба, которая рассматривается в контексте рискогенного измерения общества. «Черные лебеди» – события, обладающие крайне низкой предсказуемостью и способные кардинально трансформировать мир. Общество сегодня оказывается наполненным непредсказуемыми событиями, которые делают его развитие максимально неопределенным. Существующие системы рационального анализа и как следствие – контроля не в состоянии увидеть «невидимое» – «Черных лебедей», чье возникновение кардинально меняет ход событий. Одна из ключевых причин – отсутствие стремления к системному видению процессов и явлений, доверие факту, а не сущности. Восприятие ? социальной реальности поставлено в зависимость от знаниевого порядка: образования, наук, масс-медиа, но в основе – особенности человеческой природы в ее отношении к случайному, неопределенному. Архитектура современного общества способна порождать «чернолебединую» событийность, но рискогенный социум вырабатывает стратегии адаптации к ней, учитывая её не только отрицательный, но и положительный потенциал. Такие случайности, как «черные лебеди», способны провоцировать и гиперконсерватизм, и гиперавантюризм, а между ними – многообразие форм бытия многомерного человека рискогенного общества, который должен отвергать шаблонность мышления.
1. Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., 2009. 528 с.
2. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. В. Лазарева ; вступ. ст. Т. А. Дмитриева. М., 2011. 592 с.
3. Фурс В. Н. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса // Социол. журн. 2001. № 1. С. 44–73.
4. Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 135–160.