Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Абакарова Э. Г. Теоретический анализ проективных методик и современного рисуночного теста «Птица» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 178-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-178-183

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 58)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

Теоретический анализ проективных методик и современного рисуночного теста «Птица»

Авторы: 
Абакарова Эмма Гаджиевна, Ставропольский государственный медицинский университет
Аннотация: 

Статья посвящена сравнительному анализу проективных методик, применяемых в настоящее время. Показано, как при помощи проективных тестов выявляются основные функции личности, отклонения в эмоциональной и когнитивной сферах. Отражены проблемы теоретического обоснования проективного экспериментирования в истории развития проективной техники; представлена классификация проективных тестов, используемых в нашей стране. Раскрывается важность применения проективных тестов, основанная на персональной идентичности рисунка и письма. Традиционная интерпретация изображения сводится к его символическим характеристикам и деталям, также оцениваются качества моторных реакций и цветовая гамма. Как правило, наиболее свободная инструкция позволяет расширить границы воображения и исполнения теста испытуемым. Частные признаки почерка присущи большинству индивидов, однако их сочетание и применение в разных буквах формирует индивидуальную специфичность и неповторимый набор признаков. Анализируется целесообразность применения проективного теста «Птица» (Э. Г. Абакаровой, 2014), включающего анализ графического изображения (рисунок птицы) и письменной аннотации. Подчеркивается возможность применения проективных тестов не только в диагностике, но и в коррекции личностных свойств и эмоциональных состояний испытуемых с определением наиболее эффективных. 

Список источников: 

1. Проективные методы исследования личности в психологии : сб. лабораторных работ / сост. О. А. Кондратенко. Челябинск, 2007. 49 с. 

2. Cotrupi C. N. Northrop Frye and the poetics of process. Toronto, 2000. 145 p. 

3. Mackey J. P. The critique of theological reason. Cambridge, 2000. 340 p. 

4. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 176 с. 

5. Тодд Дж., Богарт А. К. Основы клинической и консультативной психологии / пер. с англ. СПб., 2001. 768 с. 

6. Буравцова Н. В. Архетипические основы профессионального становления личности (проективная методика анализа неосознаваемых побудителей и сопроводителей профессионального становления личности) // Социосфера. 2012. № 3. С. 32–37.

7. Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М., Козырева Т. С. Краткосрочная психотерапия в решении конфликта // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 2 (45). С. 228–231. 

8. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированое руководство. М., 2003. 160 с. 

9. Либин В. В., Либина А. В., Либин А. В. Психографический тест : конструктивный рисунок человека из геометрических форм. М., 2008. 368 с. 

10. Абакарова Э. Г. Отражение индивидуальных свойств личности в символах хищных птиц в психологическом проективном тесте «Птица» // Международный научно-исследовательский журн. 2017. № 1–3 (55). С. 122–124. DOI: 10.23670/IRJ.2017.55.021. 

11. Орлова В. Ф. Судебно-почерковедческая диагностика : учеб. пособие. М., 2006. 160 с. 

12. Буринский Е. Ф. Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею. СПб., 1903. 386 c. 

13. Гурьянов Е. В. Индивидуальные различия в графических навыках письма // Изв. АПН РСФСР. М., 1952. Вып. 42. С. 145–170. 

14. Cohen C. Complaint over doctor who posted inkblot test // New York Times. 2009. August 23.