Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Воробьева О. Б. Quo vadis, Homo spiritualis? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 363-367. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-363-367, EDN: FOKHKJ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
130.2
EDN: 
FOKHKJ

Quo vadis, Homo spiritualis?

Авторы: 
Воробьева Ольга Борисовна, Самарский государственный университет путей сообщения
Аннотация: 

Введение. Куда идешь, человек духовный? – этот вопрос стоит перед человечеством со времен Античности, когда христианская культура явилась альтернативой сакральным учениям. Современный социум в последние «пандемические» годы на фоне благополучия традиционной религиозности проявляет к тайнознанию повышенный интерес. Теоретический анализ. Онтологический подход к феномену эзотерической традиции позволил показать его диалектический характер: сакральные учения заключили в себе ценности, которые могут служить основой духовности общества или одной из причин его культурного декаданса. Оставаться константой общества эзотерической культуре позволяет синкретизм мифологического и массового сознания. Социально-философский анализ функциональных особенностей мифомышления позволил обнаружить платформу для устойчивых позиций существования эзотерической традиции в общечеловеческой культуре. Заключение. Сегодня наличное бытие эзотерики в человеческой практике находится в точке бифуркации, где одни ценности активно наполняют интеллектуально-элитарную тенденцию развития культуры, а другие перенаправлены в обыденную форму присутствия в обществе. Систематизированы аспекты мифомышления, благодаря которым эзотерическая традиция обеспечивает себе функциональную устойчивость в социуме.

Список источников: 
  1. Хазина А. В., Строганов Д. А. Магия оккультизма в религиозной ментальности эллинистического социума // Преподаватель XXI век. 2015. № 1–2. С. 255–263.
  2. Чикарькова М. Ю. Реабилитация архаического религиозного сознания в современных контркультурных и антикультурных проектах // Культура как вид человеческого бытия и познания : сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Л. А. Огородникова. Ишим : Издательство филиал «ТюмГУ», 2015. С.120–125.
  3. Карма – источник знаний // Коммерсантъ: интернетиздание. 2022. 1 февр. № 17. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5193414 (дата обращения: 18.09.2022).
  4. Иванов А. Г. Мифологема героя в структуре социального мифа // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 441. С. 80–88. https://doi.org/10.17223/15617793/441/11
  5. Конев В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры (Избранные работы). Самара : Издательство «Самарский университет», 1998. 195 с.
  6. Ардашев Р. Г. Феноменология рационального и иррационального мышления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 120–124. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-120-124
  7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М. : Мысль, 2001. 558 с.
  8. Чечерина Н. Ю. Анализ концепции чуда в античной и православной традиции // Теология в научно-образовательном пространстве : задачи и решения : сборник статей региональной конференции (Екатеринбург, 22 октября 2020 г.). Екатеринбург : Миссионерский институт, 2021. С. 239–249.
Поступила в редакцию: 
06.09.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022