Для цитирования:
Бурова В. С. Стили поведения родителей в процессе использования Интернета учениками начальной школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 459-463. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-459-463, EDN: MNJZOD
Стили поведения родителей в процессе использования Интернета учениками начальной школы
Введение. В связи с прогрессивным ростом использования Интернета детьми в домашних условиях важным моментом является участие их родителей в этом процессе. Теоретический анализ. В данной статье представлены материалы отечественных и зарубежных исследователей по взаимодействию родителей и детей в процессе использования Интернета учениками начальной школы. Происходит формирование термина «стиль поведения родителей», который включает в себя два основных аспекта: степень вовлечения родителей в сам процесс («родительское тепло») и степень их контроля. Участие родителей характеризуется вкладом в общение со своими детьми и уровнем их поддержки, в то время как родительский контроль отражается в уровне руководства, прекращении определенных действий, связанных с Интернетом, и (или) выдвижении правил. На основе этого можно выделить 4 основных стиля поведения родителей: авторитетный, авторитарный, разрешительный и небрежный. Эмпирический анализ. Было проведено исследование с целью определения степени вовлечения родителей в процесс использования Интернета учениками начальной школы, а также возможных видов родительского контроля в онлайн-пространстве с последующим определением преобладающего стиля поведения родителей. Заключение. Анализ результатов настоящего исследования должен иметь ряд теоретических оснований и практических применений для определения статуса интернет-образования, его роли и распространенности в современном мире.
- Александрова Е. А., Аттиа М. Р., Ахметов С. И. Классификация стратегий электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 329–333. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-329-333
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://zakon-obobrazovanii.ru/ (дата обращения: 14.11.2020).
- Смирнова С. Ю. Взаимодействие с родителями через социальные сети. URL: https://infourok.ru/vzaimodeystvie-s-roditelyami-chere-socialnie-seti-4013662.html (дата обращения: 22.12.2020).
- Писаренко И. А. Цифровое родительство: отношение к цифровизации в начальной школе. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0AbdSaGn0PI (дата обращения: 10.10.2020).
- Livingstone S., Haddon L., Gоrzig A. Risks and safety on the Internet: The perspective of European children // Full Findings. London : LSE, 2011. 171 p.
- Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior // Genetic Psychology Monographs. 1967. № 75. P. 43–88.
- Maccoby E. E., Martin J. A. Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. New York : Wiley, 1983. 101 p.
- Baumrind D. The infl uence of parenting style on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. 1991. № 11. P. 56–96.
- Eastin M., Greenberg B., Hofschire L. Parenting the Internet // Journal of Communication. 2006. № 56. P. 486–504.
- Baumrind D. Effects of authoritative parental control on child behavior // Child Development. 1966. № 37. P. 887–907.
- Mitchell K., Finkelhor D., Wolak J. Protecting youth online: Family use of fi ltering and blocking software // Child Abuse & Neglect. 2005. № 29. P. 753–765.
- Lwin M., Stanaland A., Miyadzaki A. Protecting children’s privacy online: How parental mediation strategies affect website safeguard effectiveness // Journal of Retailing. 2008. № 84. P. 205–217.
- Duerager A., Livingstone S. How can parents support children’s Internet safety? // Children & Society. 2012. № 22. P. 314–323.
- Шарипова Г. И., Тагиров И. Х. Методические рекомендации о возможностях организации родительского контроля за доступом детей в сеть Интернет. Уфа : ИРОРБ, 2018. 64 с.