Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


темпоральность

ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ АНТРОПОГЕНЕЗА: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Статья  посвящена  осмыслению  феноменологического  понима-
ния времени как антропогенетической категории. Показывается, 
что  субъективное  время  не  изменяет  формы  опыта  человека. 
Феноменологическая  структура  времени  идентифицирует  че-
ловеческое бытие, сохраняя его целостность. Время сохраняет 
форму изначальности и ее основных структур, интенций воспри-
ятия, памяти, мышления. Указывается на абсолютную синтетич-
ность формы времени, позволяющую говорить об ее отсутствии. 

ЭФФЕКТ ШУСТЕРЛИНГА (ПРОБЛЕМА ВРЕМЕНИ У КАНТА И ДАНИИЛА ХАРМСА)

Статья представляет собой метафизическое исследование выде-
ления причинных отношений из простой длительности времени. 
Причина,  вызывающая  отличное  от  нее  следствие  (действие), 
сама  требует  предварительных  условий,  как  логических,  так  и 
онтологических, и эти условия лучше  всего описываются бла-
годаря сопоставлению философских принципов  Канта и не ме-
нее философских примеров Даниила Хармса. Рассматривается 
«эффект Шустерлинга», предшествующий любой каузальности. 

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МНОГОСЛОЙНОГО ВОСПРИЯТИЯ: ИНФРАПЕРСОНАЛЬНОЕ И УЛЬТРАПЕРСОНАЛЬНОЕ

В статье исследуется реальность, в которой отсутствует «насто-
ящее» во всех смыслах этого слова: и в прямом, и переносном, 
в буквальном и метафорическом, в физическом и метафизиче-
ском. Время не течет от прошлого к настоящему и будущему, 
а  совершает  скачки  из  прошлого  в  будущее  и  из  будущего  в 
прошлое,  перескакивая  через  настоящее.  Из  этого  следует, 
что существуют градации способов быть, всегда опережающих 
наше  бытие,  и  способов  быть,  всегда  запаздывающих  по  от-

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматриваются проблемы подготовки учителей физической культуры, связанные с овладением временными особенностями деятельности, характерными для спортивного педагога. Отмечается значимость умения использовать время не только при овладении спортивными движениями и учебным материалом, но и при демонстрации их на педагогической практике. Использование времени ? важная составляющая профессиональной подготовки, имеющая определяющее влияние на результат любой деятельности.

 

ВРЕМЕННЫЕ МОДУСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Статья посвящена анализу темпоральных характеристик соци-
альной идентичности. Подчеркивается, что осознание индиви-
дом времени своего существования выступает в качестве важ-
нейшего условия осмысления им своей идентичности и средства
ее структурирования. Выбор человеком определенного вектора
времени детерминирован социокультурными факторами и опре-
деляет его систему ценностей и тип поведения в социуме, а в
конечном счете – специфику определенной культурной модели.

Реконструкция проблематики темпоральности повседневного мышления в феноменологической социологии А. Шютца

Статья нацелена на выявление проблемного ядра темпоральных оснований повседневности, представленных в рамках феноменологической социологии. Сформулированное А. Шютцем понятие повседневности во многом опирается на концептуальные положения философии Э. Гуссерля о внутреннем сознании времени и А. Бергсона, разграничившего рефлексивное Я и жизненное единство сознательных процессов.