Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


феномен

ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ: СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена теоретической разработке понятий, значимых для построения оптимальной модели социализации молодежи в транзитивный период российского общества. Обосновывается сходство и различие процессов, нацеленных на развитие чело-
века, а также определяется сущность понятия «образование» как универсального. Исходя из интерпретации «широкого» и «узкого» представлений о феномене образования в рамках его функциональности, рассмотрены понятия «воспитание» и «со-
циализация», характеризующие специфические стороны этого феномена.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАТЕГОРИИ "Я"

В статье анализируется категория «Я», выделяются ее феноменологические свойства. Каждое свойство «Я» (процессуальность, определенность, самоопределенность, принципиальная оппозиционность) одновременно является актом, проживая который, «Я» выполняет свою позитивную программу. Анализ этих свойств позволяет сказать, что «Я» ? сложный структурный объект

ПАМЯТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Социальная память - это совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому. Она закреплена в базовых текстах культуры, изучение которых - обязательное условие социализации индивида в определенное культурное сообщество. Носителями социальной памяти являются социальные общности, поскольку процессы коммуникации между представителями этих общностей являются постоянным индикатором актуальности циркулирующей в обществе информации.