Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Косыхин В. Г., Малкина С. М. Значение прооймиев в диалогах Платона на примере прооймия диалога «Парменид» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 257-260. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-4-257-260, EDN: EKQVMM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
1(38)+111.1+929Платон
EDN: 
EKQVMM

Значение прооймиев в диалогах Платона на примере прооймия диалога «Парменид»

Авторы: 
Косыхин Виталий Георгиевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Малкина Светлана Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Важнейшую роль в драматической структуре построения платоновских диалогов играли прологи или вступления, прооймии, в которых определялся предмет диалога (σκοπός), описывались место, время и действующие лица. В афинском не оплатонизме Прокла аллегорическому комментированию прооймиев к диалогам Платона придавалось особое значение, что видно из обширного комментария Прокла к диалогу «Парменид». Теоретический анализ. Диалог «Парменид» в афинском неоплатонизме выступает как онтологическая вершина платоновской философии, а его гипотезы о соотношении Единого и сущего рассматриваются как наиболее абстрактное изложение фундаментальных онтологических принципов платонизма. Прооймий к этому диалогу позволяет связать эти принципы с четырехступенчатой иерархией бытия и различными моделями его истолкования. Авторы в ходе своего анали за демонстрируют, что пространственно-временная организация прооймия к диалогу «Парменид» и упоминаемые в нем лица служат для алегорической иллюстрации онтологического содержания основной части этого диалога. Заключение. Показано, что в прооймиях излагается не только предмет (σκοπός) будущего обсуждения, но и дается аллегорическое истолкование замысла (προθέσεως) самих диалогов. Тем самым прооймии выступают в качестве аллегорического плана-указателя к диалогам, позволяющего упорядочивать и уточнять их идейное содержание.

Список источников: 
  1. Курдыбайло Д. С. Куррикулум для теурга. Калинин град : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2024. 202 с.
  2. Слезак Т. А. Как читать Платона / пер. с нем., пре дисл. и примеч. M. Е. Буланенко. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008. 314 с.
  3. Maslov B. The real life of the genre of prooimion // Classical Philology. Vol. 107, № 3. С. 191‒205. https://doi.org/10.1086/665621
  4. Фестюжьер А.-Ж. Созерцание и созерцательная жизнь по Платону / пер. с фр. А. С. Гагонина. СПб. : Наука, 2009. 497 с.
  5. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / пер. с древнегреч., статья, примеч., указатели, список литературы Л. Ю. Лукомского. СПб. : Mipъ, 2006. 896 с.
  6. Лукомский Л. Ю. Примечания // Прокл. Коммента рий к «Пармениду» Платона / пер. с древнегреч., статья, примеч., указатели, список литературы Л. Ю. Лукомского. СПб. : Mipъ, 2006. С. 722‒853.
  7. Лосев А. Ф. Парменид. Диалектика одного и иного как условие возможности существования порождающей модели // Платон. Сочинения : в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та ; Изд-во Олега Абыш ко, 2007. Т. 2. С. 599‒604.
  8. Лукомский Л. Ю. Афинская школа неоплатонизма и комментарий Прокла к «Пармениду» Платона // Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / пер. с древнегреч., статья, примеч., указатели, список литературы Л. Ю. Лукомского. СПб. : Mipъ, 2006. С. 693‒721.
Поступила в редакцию: 
11.05.2025
Принята к публикации: 
22.09.2025
Опубликована: 
25.12.2025