Для цитирования:
Попов Д. А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ НА РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА XX ВЕКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 35-42. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-3-38-42
ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ НА РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА XX ВЕКА
В статье анализируется влияние психоаналитических кон-
цепций на рациональные и иррациональные формы художе-
ственного творчества в XX в., отражение взглядов различных
психоаналитических школ в психологическом романе, сюр-
реализме, массовой культуре. Разнообразие воздействия
психоанализа на художников объясняется его двойственно-
стью, так как он включает рациональные и иррациональные
аспекты. Как следствие, художники использовали в своем
творчестве те его элементы, которые были им близки. Вы-
деляется три основных направления влияния психоанализа
на искусство: изучение бессознательного художественными
средствами, его иррациональная репрезентация и удовлет-
ворение бессознательных желаний средствами искусства.
Автор отмечает, что психоанализ не только исследовал, но и
создавал искусство, представляющее бессознательное как
реально существующий феномен. Искусство служило спосо-
бом доказательства истинности психоаналитических моделей
человеческой психики.
1. Руткевич А. М. Научный статус психоанализа // Вопр.
философии. 2000. № 10. С. 9–14.
2. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.,1995. 400 с.
3. Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Цвейг С. Вчерашний мир.
М., 1991. С. 439-521.
4. Евласьев А. П. Психоаналитическая концепция Зиг-
мунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга : дис. …
канд. филос. наук. М., 2002. 171 с.
5. Манн Т. Фрейд и будущее // Иностранная литература.
1996. № 6. С. 195-207.
6. Мюнстер Е. Влияние психоанализа на творчество
Германа Гессе. URL: http://www.stihi.ru/2009 / 10/06/7741
(дата обращения: 24.01.2014).
7. Гессе Г. Художник и психоанализ // Называть вещи
своими именами : Программные выступления масте-
ров западно-европейской литературы XX века. М.,
1986. С. 399–403.
8. Эрлихман В. В. Король темной стороны. Стивен Кинг
в Америке и России. СПб., 2006. 384 с.
9. Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. СПб.,
2012. 256 с.
10. Пикон Г. Сюрреализм, 1919–1939. Женева, 1995.
216 с.
11. Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое
введение. М., 2009. 224 с.
12. Rank O. Kunst und Kunstler : Studien zur Genese und
Entwicklung des Schaffensdranges. Gie?en, 2000. 408 s.
13. Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе. М.,
2012. 303 с.