Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Попов Д. А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ НА РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА XX ВЕКА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 35-42. DOI: 10.18500/1819-7671-2014-14-3-38-42

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 11)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

ВЛИЯНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ НА РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА XX ВЕКА

Авторы: 
Попов Денис Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В  статье  анализируется  влияние  психоаналитических  кон-
цепций  на  рациональные  и  иррациональные  формы  художе-
ственного творчества в XX в., отражение взглядов различных 
психоаналитических  школ  в  психологическом  романе,  сюр-
реализме,  массовой  культуре.  Разнообразие  воздействия 
психоанализа  на  художников  объясняется  его  двойственно-
стью,  так  как  он  включает  рациональные  и  иррациональные 
аспекты.  Как  следствие,  художники  использовали  в  своем 
творчестве  те  его  элементы,  которые  были  им  близки.  Вы-
деляется  три  основных  направления  влияния  психоанализа 
на  искусство:  изучение  бессознательного  художественными 
средствами,  его  иррациональная  репрезентация  и  удовлет-
ворение  бессознательных  желаний  средствами  искусства. 
Автор отмечает, что психоанализ не только исследовал, но и 
создавал  искусство,  представляющее  бессознательное  как 
реально существующий феномен. Искусство служило спосо-
бом доказательства истинности психоаналитических моделей 
человеческой психики.

Список источников: 

1.  Руткевич А. М. Научный статус психоанализа // Вопр. 
философии. 2000. № 10. С. 9–14.
2.  Фрейд З. Художник и фантазирование. М.,1995. 400 с.
3.  Цвейг С. Зигмунд Фрейд // Цвейг С. Вчерашний мир. 
М., 1991. С. 439-521.
4.  Евласьев А. П. Психоаналитическая концепция Зиг-
мунда Фрейда и творчество Стефана Цвейга : дис. … 
канд. филос. наук. М., 2002. 171 с.
5.  Манн Т. Фрейд и будущее // Иностранная литература. 
1996. № 6. С. 195-207.
6.  Мюнстер  Е.  Влияние  психоанализа  на  творчество 
Германа Гессе. URL: http://www.stihi.ru/2009 / 10/06/7741 
(дата обращения: 24.01.2014).
7.  Гессе Г. Художник и психоанализ // Называть вещи 
своими именами : Программные выступления масте-
ров западно-европейской литературы XX века. М., 
1986. С. 399–403.
8.  Эрлихман В. В. Король темной стороны. Стивен Кинг 
в Америке и России. СПб., 2006. 384 с.
9.  Мазин В. Сновидения кино и психоанализа. СПб., 
2012. 256 с.
10. Пикон  Г.  Сюрреализм,  1919–1939.  Женева,  1995. 
216 с.
11. Хопкинс Д. Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое 
введение. М., 2009. 224 с.
12. Rank O. Kunst und Kunstler : Studien zur Genese und 
Entwicklung des Schaffensdranges. Gie?en, 2000. 408 s.
13. Пендикова И. Г. Архетип и символ в рекламе. М., 
2012. 303 с.