Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Целыковский А. А. «Важнейшее из искусств»: кинообразы советского прошлого в российской мифотворческой практике // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 400-405. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-4-400-405, EDN: MMLAYW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
94(47+57):[791+316.7](470+571)
EDN: 
MMLAYW

«Важнейшее из искусств»: кинообразы советского прошлого в российской мифотворческой практике

Авторы: 
Целыковский Алексей Андреевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В статье рассматривается специфика кинематографических образов СССР в российской мифотворческой практике. Главной задачей исследования является анализ воздействия образов советского прошлого, создаваемых и транслируемых постсоветским кинематографом, на формирование исторической памяти об СССР. Теоретический анализ. В качестве основы исследования была принята гипотеза о том, что кинематограф представляет собой один из значимых аспектов мифотворчества, принимающих непосредственное участие в конструировании коллективных представлений о прошлом. Исследовательский интерес к особенностям образов советской истории, транслируемых российской киноиндустрией, обусловлен процессом возвращения советского символического капитала в современную социально-политическую практику. Заключение. В процессе возращения советского наследия в социальнополитическую практику в российском кинематографе стал преобладать героический нарратив. То есть образы СССР, транслируемые отечественным кинематографом, становятся элементом конструирования героического мифа. В то же время кинообразы советского прошлого можно рассматривать в качестве инструмента рефлексии над историей Советского Союза и проработки травмы, спровоцированной его распадом.

Список источников: 
  1. Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 5–40.
  2. Штомпка П. Социальное изменение как травма: (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.
  3. Россия в поисках идеологий: трансформация ценностных регуляторов современных обществ / под ред. В. С. Мартьянова, Л. Г. Фишмана. М. : Политическая энциклопедия, 2016. 334 с.
  4. Дважды Герой Советского Союза Владимир ДЖАНИБЕКОВ: «Фильм «Салют-7» мне не понравился». URL: https://kubnews.ru/turizm/2017/10/11/dvazhdygeroy-sovetskogo-soyuza-vlad... (дата обращения: 19.08.2024).
  5. Путин призвал не «придумывать» Россию и привел в пример Ленина. URL: https://rg.ru/2019/12/10/putinprizval-ne-pridumyvat-rossiiu-i-privel-v-p... (дата обращения: 19.08.2024).
  6. Вспоминая брежневскую эпоху. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vspominaya-brez... (дата обращения: 19.08.2024).
Поступила в редакцию: 
21.08.2024
Принята к публикации: 
09.10.2024
Опубликована: 
25.12.2024