Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Хмелькова О. В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 74-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-74-79

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 7)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ДИНАМИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Авторы: 
Хмелькова Ольга Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья посвящена сравнительному анализу уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде. Адаптационная готовность к изменениям и рискам выступает в качестве индикатора успешности формирования у человека индивиду- ально-личностных свойств, а также познавательного и социального развития учащихся в образовательном пространстве. Важным аспектом для процесса формирования адаптационной готовности является выделение ее структурных компонентов, которые могут быть критериями адаптированности. В статье обосновывается структурная модель адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде, включающая три группы компонентов: внутренний (субъективный), внешний (объективный) и надструктурный. Представлены обобщенные результаты исследования адаптационной готовности к динамической образовательной среде в соответствии с разработанной схемой мониторинга: обозначены и соотнесены высокие и низкие показатели адаптированности, определены общие свойства и особенности структуры адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде. Прикладной аспект исследуемой проблемы заключается в использовании результатов при организации воспитательного и образовательного процессов с детьми в переходные (кризисные) периоды обучения и создании в общеобразовательной организации необходимых психолого-педагогических условий для преодоления проблем и трудностей адаптационного процесса. 

Список источников: 

1. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности – субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106–112. 2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / под ред. Т. В. Прохоренко. СПб., 2005. 940 с. 

3. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 1998. 324 с. 

4. Филипс Л. Проблемы адаптации человека. СПб., 2000. 616 с. 

5. Акименко А. К. Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения современной молодежи в процессе социально-психологической адаптации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 56–61. 

6. Бочарова Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 57–63. 

7. Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 2. С. 18–22. 

8. Вагапова А. Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1 (17). С. 77–81. 

9. Голубева Н. М., Голованова А. А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2 (10). С. 125–130. 

10. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб., 1999. 288 с. 

11. Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1, вып. 3. С. 11–15.