Образец для цитирования:

Фролова С. В., Высоцкая Х. А. Способы совладания с ситуацией самоизоляции во время пандемии COVID-19: позитивный подход к анализу проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 326-333. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-326-333


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
316.6:159.9.07
Язык публикации: 
русский

Способы совладания с ситуацией самоизоляции во время пандемии COVID-19: позитивный подход к анализу проблемы

Предпринятое исследование является откликом на необходимость решения актуальных задач изучения адаптационных способностей психики человека в ситуациях особой глобальной неопределенности и потенциальной угрозы для жизни. Цель исследования – анализ способов совладания с ситуацией самоизоляции во время пандемии COVID-19 – достигалась в рамках позитивного подхода, ориентированного на выявление психологических ресурсов, способствующих успешному и субъективно благополучному выходу из сложившихся трудных жизненных обстоятельств. В исследовании применялась авторская психологическая анкета с использованием количественной шкалы субъективных оценок. Анкета служила сбору информации о влиянии на психологическое самочувствие режима самоизоляции и о происходящих изменениях в характере и поведении человека. В исследовании приняли участие 306 человек (246 женщин и 60 мужчин) в возрасте от 18 до 67 лет. Было установлено, что удовлетворенность своим психологическим самочувствием в условиях самоизоляции положительно коррелирует со способностью находить позитивные стороны в возникшей ситуации, с овладением новыми приемами саморегуляции, появлением иных полезных увлечений, самоподдержкой в себе творческих сил и чувства юмора, умением радоваться появлению возможностей для завершения отложенных дел, стремлением к пониманию себя и других людей и переживанием чувства единения со всем миром. 

Литература
  1. Фролова С. В. Проблема систематизации и мониторинга видов научного психологического знания // Психологическое знание : виды, источники, пути построения / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М. : Издательство Институт психологии РАН, 2021. С. 46–69.
  2. Журавлев А. Л., Китова Д. А. Отношение жителей России к информации о пандемии коронавируса (на примере пользователей поисковых систем Интернета) // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 4. С. 5–18.
  3. Ушаков Д. В., Юревич А. В., Нестик Т. А., Юревич М. А. Социально-психологические аспекты пандемии COVID-19 : результаты экспертного опроса российских психологов // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 5. С. 5–17.
  4. Юревич А. В., Ушаков Д. В., Юревич М. А. COVID 19 : результаты второго экспертного опроса // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 78–85.
  5. Pfattheicher S., Nockur L., Böhm R., Sassenrath C., Petersen M. B. The emotional path to action: Empathy promotes physical distancing and wearing of face masks during the COVID-19 pandemic // Psychological Science. 2020. Vol. 31, iss. 11. P. 1363–1373.
  6. Williamson H. C. Early effects of the COVID-19 pandemic on relationship satisfaction and attributions // Psychological Science. 2020. Vol. 31, iss. 12. P. 1479– 1487.
  7. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / пер. с нем. М. : Институт позитивной психотерапии, 2006. 464 с.
  8. Краткосрочная позитивная психотерапия : в 2 ч. / предисл. и ред. Б. А. Бараша ; Ч. 1 : Ахола Т., Фурман Б. Терапия, фокусированная на решении / пер. с англ. Л. Б. Лариной ; Ч. 2 : Ялов А. М. Методическое пособие. СПб. : Речь, 2000. 220 с.
  9. Фролова С. В. Теория и практика психологического консультирования. Саратов : Наука, 2017. 265 с.
  10. Селигман М. Новая позитивная психология : Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006. 368 c.
  11. Леонтьев Д. А. Позитивная психология – повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 36–58.
  12. Розенова М. И. Позитивная психология в контексте проблем формирования психологической готовности населения к экстремальным ситуациям // Психология обучения. 2018. № 5. С. 134–141.
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: 

Generator XML for DOAJ