Образец для цитирования:

Путинцева-Арданская В. В. «Сохранить как…». Роль компьютерного интерфейса в онтологии цифрового мира // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 48-51. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-48-51


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
101.1:111(316)
Язык публикации: 
русский

«Сохранить как…». Роль компьютерного интерфейса в онтологии цифрового мира

 В статье предложена характеристика компьютерного интерфейса как феномена цифрового мира применительно к его конституирующей и репрезентирующей функции в процессе производства образов и медиасобытий. Рассматриваются концепции медиатеоретиков и исследователей визуальной культуры новых медиа (М. Хансена, Д. Бруно, Д. Дрюкер) с учетом проблематизации статуса интерфейса как посредника между машиной и пользователем. По сравнению с предыдущими исследованиями данный подход позволяет объединить методологический инструментарий как теории медиа, так и визуальных исследований с целью описания многозначного статуса интерфейса – конституирующего и репрезентативного. Производится разбор проекта арт-группы Share Lab об интерфейсе и алгоритмах Facebook с целью обозначения конституирующей функции для поведения пользователей. Для аналитики репрезентирующей роли предлагается понимать интерфейс в процессе производства онтологической реальности медиа (соотнесенной как с медиасобытиями, так и с понятием «постправда» цифрового мира). Эксплицируемый в статье подход позволяет описать феномен интерфейса соизмеримо нескольким его функциям без бинарных оппозиций. Сформировано авторское представление о том, что конституирующая роль компьютерного интерфейса проявляется как в практиках пользователей цифровых медиа, так и в создании медиасобытий благодаря его репрезентирующей функции.

Литература
  1. Hansen M. В. New Philosophy for New Media. Cambridge : MIT Press, 2004. 333 p.
  2. Bruno G. Surface : matters of aesthetics, materiality, and media. Chicago : The University of Chicago Press, 2014. 288 p.
  3. Bergin Jr., Thomas J., Gibson Jr., Richard G. History of Programming Languages. N.Y. : ACM Press, AddisonWesley, 1996. 864 p.
  4. Fuller M. Software Studies : A Lexicon. Cambridge ; Massachusetts : MIT Press, 2008. 352 p.
  5. Drucker J. Graphesis : Visual Forms of Knowledge Production. Harvard University Press, 2014. 216 p.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: