Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

??? СОЦИАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТОВ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 195-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-195-199

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

СОЦИАЛЬНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация: 

Изучались социальные репрезентации сотрудничества преподавателями университетов г. Саратова трех профилей: естественного, социально-гуманитарного и инженерного с помощью свободного ассоциативного теста с пятью возможными ответами. Объем выборки N = 300, из них женщин 66%, мужчин 34%, средний стаж 15 лет, SD = 10, доктора наук составляют 13%, кандидаты наук – 68%, магистры и специалисты – 19%. Все три профиля были представлены одинаковым количеством респондентов. Для интерпретации ответов использовались структурный подход Ж.-К. Абрика и методологические инструменты П. Верже. Ядро социальных репрезентаций сотрудничества выявить не удалось, единственное исключение – магистры и специалисты, ассоциирующие сотрудничество с работой. Выделены два компонента репрезентации сотрудничества: профессиональный и социальнопсихологический. Мужчины ассоциировали сотрудничество в первую очередь с профессиональными характеристиками, а женщины – с социально-психологическими. Репрезентации сотрудничества преподавателей естественнонаучного и социально-гуманитарного профилей схожи между собой: на первом месте стоит доверие, а далее – профессиональные характеристики. У преподавателей инженерного профиля на первом месте находятся профессиональные характеристики, а социально-психологические – далее. Кандидаты и доктора наук имели схожие репрезентации сотрудничества, отдавая предпочтение социально-психологическим характеристикам перед профессиональными.

Список источников: 

1. Mattessich P., Murray-Close M., Monsey B. Wilder Collaboration Factors Inventory. St. Paul, 2001. 16 p. 

2. De Deyne S., Storms G. Word Associations : Network and semantic properties // Behavior Research Methods. 2008. Vol. 40, no. 1. P. 213–231. DOI: 10.3758/BRM.40.1.213. 

3. Abric J.-C. Cooperation, competition et representations sociales. Friboarg, 1987. 229 p. 

4. Abric J.-C. Les representations sociales : aspects theoriques // Pratiques sociales et representations. Ed. J.-C. Abric. Paris, 1994. P. 10–36. 

5. Verges P. Une possible methodologie pour l’approche des representations, economiques // Communication Information. 1985. Vol. VI, no. 2/3. P. 375–396. 

6. Verges P. L’evocation de l’argent: une methode pour la defi nition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie, Special Issue : Nouvelles voies en psychologie sociale. 1992. Vol. XLV, no. 405. P. 203–209. 

7. Verges P. Representations sociales en psychologie economique // Psychologie Economique. Theories et Applications. Eds. C. Roland-Levy, P. Adair. Paris, 1998. P. 19–33.