Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дорошин И. А. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 16-21. DOI: 10.18500/1819-7671-2013-13-2-16-21

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 43)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
1:316:2-41

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Авторы: 
Дорошин Иван Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассмотрена социально-философская перспектива исследования фундаментализма. Особое внимание уделено дисциплинарной демаркации изучения религиозных общностей в социальной философии, связанной с этим проблеме определения фундаментализма. Для описания динамики изменений необычайно пластичного явления – религиозного фундаментализма – требуется выделение видовых черт подобных групп. Сравнительный анализ приводит нас к эффекту «новых религий» или религиям New Age. Фундаменталистские группы имеют сходные с ними черты, при этом не столь важно, сконструированы ли они как реальный или виртуальный проект, имеют ли они искусственное или социально-естественное происхождение. Одной из форм фундаментализма является исламизм (не ислам), исследование которого усложнено тем, что социальный образ ислама в достаточной мере демонизировали экстремисты. Исламизм оказывается частью сценариев апокалиптики, тем самым представляет собой одну из идеологий и функционально сравним с подобными системами. Другим существенным моментом в изучении современности является невозможность постижения мусульманской современности с позиций западной ментальной истории. Утверждение светской мусульманской идентичности как одной из многих мусульманских идентичностей до сих пор в значительной степени не исследовано в большинстве работ по исламу.

Список источников: 
  1. Розов Н. С. Социальная философия – это догма или оружие против догмы? URL: www.nsu.ru/filf/rozov (дата обращения: 30.11.2012).
  2. Розов Н. С. Философия и теория истории. М., 2002. 656 с.
  3. Nielsen N. C. Fundamentalism, Mythos and World Religions. Albany, 1993. 186 p.
  4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS : Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 5. Риск, неопределенность, случайность. М., 1994. С. 107–134.
  5. Social Perspectives on New Age Religion. URL: http://en.wikibooks.org/wiki/Principles_of_Sociology/New_Agers_and_Funda... (дата обращения: 12.03.2012).
  6. Bruce S. Fundamentalism. Maldon, 2001. 250 p.
  7. Forrest B. C., Gross P. R. Evolution and the Wedge of Intelligent Design: The Trojan Horse Strategy. Oxford, 2003. 416 p.
  8. Muslim Societies and the Challenge of Secularization: An Interdisciplinary Approach / ed. G. Marranci. N.Y., 2010. 258 p.
  9. Джемаль Г. Россия и исламский фундаментализм. URL: http://www.archipelag.ru/authors/djemal/?- library=967 (дата обращения: 30.06.2012).
  10. Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово : Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. URL: http://www.ng.ru/ideas/2000-10-12/8_islam.html (дата обращения: 30.06.12).
  11. Asad T. Introduction. Formations of the Secular : Christianity, Islam, Modernity. Stanford, CA, 2003. P. 1–17.
  12. Jawad H. Islam and Democracy in the Twenty-First Century. Muslim Societies and the Challenge of Secularization : An Interdisciplinary Approach / ed. G. L. Marranci. N.Y., 2010. Р. 65–82.