Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Лукьяненко К. А. РИСКОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГИПЕРРЕЛИГИОЗНОСТИ (на примере повести А. П. Чехова «Убийство») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 32-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-32-39

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 8)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

РИСКОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГИПЕРРЕЛИГИОЗНОСТИ (на примере повести А. П. Чехова «Убийство»)

Авторы: 
Лукьяненко Константин Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Научное сообщество в вопросе возрождения религиозной веры 
в современной России много внимания уделяет поиску эффек-
тивных  способов  защиты  от  различного  рода  деструктивных 
культов,  сект.  Однако  по-прежнему  мало  внимания  уделяется 
развитию здорового религиозного опыта внутри традиционных 
религий,  в  частности  православия.  Одной  из  таких  реальных 
проблем  является  гиперрелигиозность.  Термин  «гиперрелиги-
озность»  был  рожден  в  лоне  психиатрии  как  неофициальный 
диагноз,  которым  врачи  клеймили  почти  каждого  верующего, 
проходящего лечение в клинике. Однако исследования гиперре-
лигиозности выходят далеко за рамки психиатрической практи-
ки, это – сфера феноменологии религиозного опыта, той обла-
сти, где психиатрические знания утрачивают свою компетенцию. 
Православной  традиции  давно  известна  данная  проблематика, 
ее феноменологические истоки она усматривает в намеренных 
или  ненамеренных  уклонениях  верующего  человека  от  много-
векового духовно-аскетического опыта как верного религиозного 
метода  восхождения  человека  к  святости.  Одной  из  основных 
причин  является,  прежде  всего,  самовольная  интенсификация 
религиозной жизни. Повесть А. Чехова «Убийство» помогает уви-
деть изнанку духовной жизни, проследить динамику возникнове-
ния гиперрелигиозности и ее рискогенного потенциала.

Список источников: 

1.   Библия. Книги Священного писания Ветхого и Ново-
го завета. Киев, 2009. 1536 с.
2.   Мень А. Библиологический словарь : в 3 т. М., 2002. 
URL:  http://www.alexandrmen.ru/books/dict/16-r.pdf 
(дата обращения: 27.08.2016).
3.   Булгаков С. Н. Чехов как мыслитель. М., 1910. 47 с. 
URL:  http://books.e-heritage.ru/book/10072121  (дата 
обращения: 27.08.2016).
4.   Шмеман А. Только Чехов не проглядел русского свя-
щенника. URL: http://www.pravmir.ru/protopresviter-aleksandr-shmeman-tolko-chehov-ne-p...
ogo-svyashhennika/ (дата обращения: 27.08.2016).
5.   Мелехов  Д.  Е.  Психиатрия  и  проблемы  духовной 
жизни.  URL:  http://pravbeseda.ru/library/index.
php?page=book&id=242 (дата обращения: 27.08.2016).
6.   Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 2 мая 1897 г., 
Мелихово // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем : в 
30 т. М., 1978. Т. 6. С. 349–350. 
7.   Лукьяненко  К.  А.  Соціальні  норма  і  патологія  гі-
перрелігійності:  підступи  до  теми  //  Філософські 
дослідження  :  зб.  наук.  праць  Східноукраїнського 
національного  університету  ім.  Володимира  Даля. 
Луганськ, 2011. Вип. № 14. С. 291–300.
8.   Лукьяненко К. А. Факторы возникновения гиперре-
лигиозности  гибридной  топики  прелести  //  Гілея: 
наук. вісн. : зб. наук. пр. Київ, 2013. Вип. 71 (№ 4). 
С. 646–652. 
9.   Чехов А. П. Убийство : рассказы. М., 2012. 192 с.
10.  Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта : в 2 т. М., 
1993. Т. 1. 448 с.
11.  Брянчанинов И. Избранные творения : в 2 т. М., 2014. 
Т. II. 537 с.
12.  Собенников А. С. «Между “есть Бог” и “нет Бога”…» 
(о религиозно-философских традициях в творчестве 
А. П.Чехова). Иркутск, 1997. 224 с.
13.  Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий : их статика, 
динамика,  систематика.  URL:  http://drlev.ru/book/
gannushkin.pdf (дата обращения: 27.08.2016).
14.  Брянчанинов  И.  Собр.  соч.  :  в  7  т.  М.,  2011.  Т.  1. 
672 с.
15.  Брянчанинов И. Избр. творения : в 2 т. М., 2014. Т. I. 
604 с.
16.  Невидимая  брань.  Блаженной  памяти  старца  Ни-
кодима Святогорца. 4-е изд. М. ; СПб. 2000. URL: 
http://www.wco.ru/biblio/books/bran1/Main.htm (дата 
обращения: 28.08.2016).
17.  Ганнушкин П. Б. Избр. тр. Сладострастие, жестокость 
и религия / под ред. О. В. Кербикова. Ростов н/Д, 1998. 
С. 269–290.
18.  Мельников-Печерский  П.  И.  (Андрей  Печерский). 
Собр. соч. : в 8 т. М., 1976. Т. 7. 431 с. 
19.  Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной 
жизни. СПб., 2009. 288 с.
20.  Измайлов А. А. Вера или неверие. URL: http://az.lib.
ru/i/izmajlow_a_a/text_0040.shtml  (дата  обращения: 
18.08.2016).
21.  Вышеславцев  Б.  Религиозно-аскетическое  значе-
ние невроза // Путь. 1925. № 5. C. 128–130. URL: 
http://www.odinblago.ru/path/5/15/ (дата обращения: 
21.08.2016).

Образец для цитирования:
Лукьяненко  К.  А.  Рискогенный  потенциал  гиперрелигиозности  (на  примере  повести  А.  П.  Чехова  «Убий-
ство») // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 32–39. DOI: 
10.18500/1819-7671-2017-17-1-32-39.