Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Духновский С. В., Заикин А. В. Рефлексивное представление о родительских отношениях как детерминанта темпоральности взрослого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 50-55. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-1-50-55, EDN: PWBWHN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 55)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.35.08
EDN: 
PWBWHN

Рефлексивное представление о родительских отношениях как детерминанта темпоральности взрослого

Авторы: 
Духновский Сергей Витальевич, Югорский государственный университет
Заикин Александр Васильевич, Югорский государственный университет
Аннотация: 

Введение. Родительское отношение является условием развития ребенка, включая его темпоральные характеристики – особенности отношения ко времени. Теоретический анализ. Отношение ко времени как проявление темпоральности взрослого обусловлено рефлексивным представлением о родительском отношении к нему. Существуют различия в представлениях о родительских отношениях у субъектов с временной зависимостью, индифферентностью и пластичностью как проявлениями темпоральности взрослого. Эмпирический анализ. Респондентами выступили 209 человек в возрасте от 25 до 31 года. Использовали методику «Шкала отношения к времени», а также «Тест-опросник родительского отношения». Установлено, что у взрослых с временной зависимостью на высоком уровне выражены такие параметры рефлексивного представления о родительском отношении, как симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и отношение к неудачам, тогда как у респондентов с временной индифферентностью данные показатели находятся на низком уровне. Для субъектов с временной пластичностью большое значение имеет выраженность принятия и кооперации как индикатор рефлексивного представления о родительском отношении. Заключение. Полученные данные можно использовать для трансформации темпоральности личности посредством коррекции родительского отношения либо рефлексивного представления о нем взрослого.

Список источников: 
  1. Антилогова Л. Н., Ждакаева Е. И. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Гуманитарные исследования. 2018. № 4 (21). С. 101–104.
  2. Корниенко Д. С. Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 124–136.
  3. Гарибашвили Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 13. С. 119–120.
  4. Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Согласованность оценок родительско-детских отношений // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 92–108. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2020-1-92-108
  5. Стёпина Н. В. Детско-родительские отношения в семьях после развода // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-2. С. 220–224.
  6. Кригер Е. Э., Бахадова Е. В. Ценности родительско-детских отношений девиантных подростков // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 2. С. 157–167. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2019-2-157-167
  7. Овчарова Р. В. Психология родительства. М. : Академия, 2007. 368 с.
  8. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57–67.
  9. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001. 304 с.
  10. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев : Наукова Думка, 1984. 207 с.
  11. Нестерова С. Б. Теоретические подходы к понятию «психологическое время» // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1. С. 159–169.
  12. Кравцова Я. В., Дубовицкая Т. Д., Абдуллин А. Г. Психологическое время и самоэффективность личности // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 3. С. 17–23. https://doi.org/10.14529/jpps200302
  13. Духновский С. В. Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 4 (21). С. 59–66.
  14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 1998. 672 с.
Поступила в редакцию: 
16.12.2022
Принята к публикации: 
11.01.2023
Опубликована: 
31.03.2023