Для цитирования:
У М. Потенциал диалога культур в профессиональной подготовке дизайнеров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 149-154. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-149-154, EDN: WCEXCW
Потенциал диалога культур в профессиональной подготовке дизайнеров
Введение. Проведенное исследование нацелено на выявление потенциала диалога культур как методологии и технологии, эффективной в профессиональном образовании будущих дизайнеров. Теоретический анализ. Научная новизна заключается в уточнении сущностных характеристик понятия «качество подготовки будущих дизайнеров», которое может быть рассмотрено как совокупность личностных и профессиональных характеристик дизайнера, обеспечивающих его готовность к продуцированию новых идей, к созданию востребованного оригинального продукта. Также новым является обоснование влияния диалога культур на совокупность характеристик, определяющих качество подготовки дизайнеров. Эмпирический анализ. Проведенный в двух вузах (Китай, Россия) педагогический эксперимент позволил получить эмпирические данные, подтверждающие, что для профессиональной подготовки дизайнера эффективно изучение отдельных дисциплин, содержательно и ценностно обогащенное знакомством с культурными феноменами другой страны, а также рефлексией собственных ощущений студентов, дискуссией, связанной с осмыслением потенциала той или иной культурной традиции в современном дизайне, с выявлением общего и отличий как в культуре, так и дизайнерском опыте разных стран и т.п. Заключение. Доказано, что диалог культур способствует повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста в области художественного дизайна.
- 1Профессиональный стандарт «Графический дизайнер». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Бахтин М. М. Проблемы текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. С. 281–307.
- Библер В. С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42.
- Школа диалога культур: идеи, опыт, перспективы : сб. ст. / под общ. ред. и с предисл. В. С. Библера. Кемерово : АЛЕФ, 1993. 414 с.
- Апанасенко О. М., Косолапова Л. А. Диалог культур как смыслообразующий компонент поликультурного образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 3 (263). С. 15–21. EDN: YDLTEW
- Хуторской А. В. Школа диалога культур // Вестник Института образования человека. 2014. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/journal/2014/100/EidosVestnik2014-120-Khutors... (дата обращения: 03.05.2024).
- Корякина Г. М. Активизация обучения студентов в образовательной среде диалога культур : дис. ... канд. пед. наук. Липецк, 2001. 169 с.
- Орешкина Л. И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 17 с.
- Бубнова С. Е. Художественно-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в диалоге культур (теоретический аспект) // Знанио – образовательный портал. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2021/02/03/hudo... (дата обращения: 12.05.2024).
- Люй Шишэн. Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 21 с.
- Шайхлисламов А. Х. Художественное образование как фактор диалога культур // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 201–205. EDN: RAKZFK