Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Лазунина Е. А., Зинченко Е. М. Паттерны окуломоторной активности при восприятии различных направлений живописи: айтрекинг исследование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 192-200. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-192-200, EDN: WGNCMI

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 9)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
75:159.937
EDN: 
WGNCMI

Паттерны окуломоторной активности при восприятии различных направлений живописи: айтрекинг исследование

Авторы: 
Лазунина Екатерина Алексеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Зинченко Екатерина Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

 Во введении анализируется роль искусства в жизни общества. Искусство является одним изспособов познания и описания мира, чья роль в развитии целостной личности огромна. В теоретическом анализе представлены некоторые исследования в рамках нейроэстетики. Обсуждается выбор стимульного материала – картин пяти направлений живописи: реализма, импрессионизма, модерна, кубизма, сюрреализма. Высказывается предположение, согласно которому в процессе рассмотрения художественных произведений разных направлений окуломоторная активность (ОМА) будет различной. Эмпирический анализ позволил выявить различия по параметрам ОМА: моргания, фиксаций, саккад у испытуемых при предъявлении им картин различных направлений. Установлено, что при восприятии картин импрессионистов у испытуемых преобладало эмоциональное возбуждение, при восприятии картин модерна и импрессионизма наблюдалась наименьшая концентрированность внимания, но проявлялся наибольший интерес. Высокая концентрация внимания фиксировалась при зрительной перцепции направления реализма. Наибольшая когнитивная нагрузка была выявлена при предъявлении картин кубистов. В процессе обработки сюрреалистических изображений задействовались рациональное созерцание и ресурсы памяти. В заключении отмечаются характерные паттерны ОМА при восприятии различных направлений в живописи. Результаты исследования могут быть использованы в практике пассивной арт-терапии в рамках создания программ по психопрофилактике.

Список источников: 
  1. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб. : Искусство–СПБ, 1998. 702 с.
  2. Для чего нужно искусство. Татьяна Черниговская. UR L: https://yandex.ru/video/preview/3065066280887791015 (дата обращения: 21.02.2024).
  3. Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. New York : Oxford University Press, 1999. 224 p.
  4. Neuroesthétique, beauté et cerveau. Les recherches sur l’étude neuronale de la beauté font débat. URL: https://www.mysciencework.com/omniscience/neuroesthetique-beaute-et-cerveau (дата обращения: 21.02.2024).
  5. Sigaki H. Y. D., Perc M., Ribeiro H. V. History of art paintings through the lens of entropy and complexity // Proc. Natl Acad. Sci. USA. 2018. Vol. 115. P. E8585– E8594. https://doi.org/10.1073/pnas.1800083115
  6. Perc M. Beauty in artistic expressions through the eyes of networks and physics // Journal of the Royal Society Interface. 2020. Vol. 17, №. 164. P. 20190686. https://doi.org/10.1098/rsif.2019.0686
  7. Kim D., Son S.-W., Jeong H. Large–scale quantitative analysis of painting arts // Sci. Rep. 2014. Vol. 4. P. 7370. https://doi.org/10.1038/srep07370
  8. Шеллинг Ф. В. И. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. М. : Мысль, 1966. 496 с.
  9. Петренко В. Ф., Коротченко Е. А. Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 4. С. 19–40.
  10. Ибрагимова Е. Р. Влияние искусства (в частности, живописи) на психоэмоциональное состояние человека // Молодой ученый. 2021. № 6 (348). С. 299–301. 11. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2006. 983 с.
  11. Бардиер Г. Л. Влияние акварельной живописи на психику человека // Modernity: человек и культура : сборник докладов по итогам XXIV межвузовской научной конференции (г. Санкт-Петербург, 23–25 декабря 2021 г.) / под ред. В. А. Егорова. СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2022. С. 86–93.
  12. Humphries S., Rick J., Weintraub D., Chatterjee A. Movement in Aesthetic Experiences: What we can learn from parkinson disease // Journal of Cognitive Neuroscience. 2021. Vol. 33. P. 1–14. https://doi.org/10.1162/jocn_a_01718
  13. Sarasso P., Francesetti G., Schoeller F. Possible applications of neuroaesthetics to normal and pathological behaviour // Frontiers in Neuroscience. 2023. Vol. 17. P. 1225308. https://doi.org/10.3389/fnins.2023.122530
  14. Coccagna M., Avanzini P., Portera M., Vecchiato G., Sironi V., Salvi F., Gatti A., Domenicali F., Folgieri R., Banzi A., Caselli E., Lanzoni L., Volta A., Bisi M., Cesari S., Vivarelli A., Balboni P. G., Santangelo G. C., Sassu G., Mazzacane S. Neuroaesthetics of art vision: An experimental approach to the sense of beauty // Journal of Clinical Trials. 2020. Vol. 10, №. 2. P. 1–8. https://dx.doi.org/10.35248/2167−0870.20.10.404
  15. Durugbo C. M. Eye tracking for work–related visual search: a cognitive task analysis // Ergonomics. 2021. Vol. 64, № 2. P. 225–240. https://doi.org/10.1080/00140139.2020.1822547
  16. Bachurina V. A machine learning investigation of factors that contribute to predicting cognitive performance: Difficulty level, reaction time and eye–movements // Decision Support Systems. 2022. Vol. 155. P. 113713. https://doi.org/10.1016/j.dss.2021.113713
  17. Bačića D., Henryb R. Advancing our understanding and assessment of cognitive effort in the cognitive fi t theory and data visualization context: Eye tracking-based approach // Decision Support Systems. 2022. Vol. 163. Р. 1–15. https://doi.org/10.1016/j.dss.2022.113862
  18. Liu X. Chen T., Xie G., Liu G. Contact−free cognitive load recognition based on eye movement // Agricultural Water Management. 2016. Vol. 172. P. 1–8. https://doi.org/10.1155/2016/1601879
  19.  Skaramagkas V., Ktistakis E., Manousos D., Tachos N. S., Kazantzaki E., Tripoliti E. E., Fotiadis D. I., Tsiknakis M. Cognitive workload level estimation based on eye tracking: A machine learning approach // 2021 IEEE 21st International Conference on Bioinformatics and Bioengineering (BIBE). 2021. P. 1–5. https://doi.ieeecomputersociety.org/10.1109/BIBE52308.2021.9635166
  20. Zheng T., Glock C. H., Grosse E. H. Opportunities for using eye tracking technology in manufacturing and logistics: Systematic literature review and research agenda // Computers & Industrial Engineering. 2022. Vol. 171. P. 108444. https://doi.org/10.1016/j.cie.2022.108444
  21. Психофизиология живописи: почему картины импрессионистов пробуждают в нас эмоции. URL: https://special.theoryandpractice.ru/impressionists (дата обращения: 21.02.2024).
Поступила в редакцию: 
04.03.2024
Принята к публикации: 
02.05.2024
Опубликована: 
28.06.2024