Для цитирования:
Ясин М. И. Отношение к искусственному интеллекту, тревога и открытость опыту // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 449-453. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-449-453, EDN: SCIINB
Отношение к искусственному интеллекту, тревога и открытость опыту
Введение. Информационные технологии (ИТ) и искусственный интеллект (ИИ) стали неотъемлемой частью нашей повседневной реальности. Однако психологические исследования взаимодействия человека и компьютерных систем остаются весьма односторонними, освещают в основном «проблемную» сторону – угрозы, зависимости, разрушение естественной коммуникации. Работа людей и ИТ будет продолжать развиваться, а востребованность информации о соприкосновении психики и техники будет возрастать по мере дальнейшего усложнения этого контакта. Теоретический анализ. Отталкиваясь от обнаруженного нами образа ИИ в глазах молодежи как «максимально полезного и максимально опасного», мы поставили целью данного исследования проверить, есть ли связь между такими явлениями, как субъективно воспринимаемая опасность, исходящая от ИИ, личностная тревожность и открытость опыту. Эмпирический анализ. Гипотеза проверялась при помощи квазиэксперимента с использованием авторской анкеты и двух тестов, на выборке из 83 студентов. В результате была получена положительная слабая достоверная связь субъективно воспринимаемой опасности от ИТ и общей тревожности (r = 0,32, p < 0,005), установлено отсутствие связи между субъективно воспринимаемой опасностью и открытостью опыту (r = 0,22, p < 0,25). Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что тревожность относительно угроз, поступающих от ИИ, скорее свойственна людям с высокой общей тревожностью, но не с низкой открытостью опыту.
- Рягузова Е. В. Homo Digitalis: запрос на новую конфигурацию индивидуальности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 320–325. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-320-325
- Савченко И. А., Терехова Е. В. Информационные технологии в образовании как способ преодоления страхов учеников // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. № 3 (24). С. 33–36. https://doi.org/10.2177/2500-2112-2018-3-33-36
- Погожина И. Н., Подольский А. И., Идобаева О. А., Подольская Т. А. Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ // Вопросы образования. 2020. № 3. C. 60–94. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-3-60-94
- Баркетова Т. А., Воронин Э. Е. Некоторые социально-психологические проблемы личности в эпоху smart-технологий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 3 (77). С. 64–67.
- Montag C., Diefenbach S. Towards Homo Digitalis: Important Research Issues for Psychology and the Neurosciences at the Dawn of the Internet of Things and the Digital Society // Sustainability. 2018. Vol. 10 (2). Р. 415–436. https://doi.org/10.3390/su10020415
- Ясин М. И. Представления молодежи об искусственном интеллекте и отношение к нему // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 197–201. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-197-201
- Mc Crae R. R., Sutin A. R. Openness to experience // Handbook of individual differences in social behavior. M. R. Leary & R. H. Hoyle, eds. The Guilford Press, 2009. P. 257–273. https://doi.org/10.1037/0033-2909
- Тест тревожности Спилбергера-Ханина. URL: https://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера (дата обращения: 20.04.2022).
- Калугин А. Ю., Щебетенко С. А., Мишкевич А. М., Сото К., Джон О. Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 1. С. 7–33. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33