Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Акбутаев В. О. Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 67-72. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-67-72, EDN: FMSBSS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 76)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2:355.232
EDN: 
FMSBSS

Основные виды военной идентичности курсантов военных вузов

Авторы: 
Акбутаев Владимир Олегович, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация: 

Введение. В статье представлены результаты исследования основных видов военной идентичности курсантов. В качестве инструментария предложена новая методика для определения двух видов военной идентичности и оценки их значимости. Теоретический анализ. Военная идентичность как один из видов идентичности в структуре личности военнослужащего интересна для изучения не только через призму основной направленности его обязанностей по обеспечению безопасности. Военнослужащий всегда действует в составе воинского коллектива, поэтому военную идентичность необходимо исследовать в том числе через взаимосвязь его личности и окружающего воинского коллектива. Эмпирический анализ. Цель исследования – разработка нового инструмента для выявления и оценки данной взаимосвязи в структуре военной идентичности. Гипотезой проведенного исследования выступило предположение, что предложенный инструмент характеризуется достаточным уровнем валидности и надежности для определения и оценки двух основных видов военной идентичности курсантов. Заключение. В ходе исследования выделено два вида военной идентичности курсантов: общая военная идентичность и идентичность с воинским коллективом. Подтверждено, что предложенная методика характеризуется достаточным уровнем валидности, надежности и является достоверным диагностическим инструментом для определения и оценки значимости указанных видов военной идентичности.

Список источников: 
  1. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью / пер. с фр. И. С. Вдовиной. М. : KAMI, 1995. 160 с.
  2. Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. с англ. СПб. : Ленато ; АСТ ; Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
  3. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of intergroup conflict // The social psychology of intergroup relations / eds. W. G. Austin, S. Worchel. Monterey, CA : BrooksCole, 1979. Р. 33–48.
  4. Turner J. C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior // Advances in Group Processes / еd. by E. Lawer. Greenwich, Connecticut : JAI Press, 1985. Р. 77–121.
  5. Лебедева Н. Н. Особенности социальной идентичности в раннем юношеском возрасте: представление результатов эмпирического исследования // Челябинский гуманитарий. 2012. № 1 (18). С. 55–60.
  6. Заковоротная М. В. Идентичность человека: социально-философские аспекты : дис. … д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 1999. 200 с.
  7. Татарко А. Н., Чуйкина Н. В. Взаимосвязь множественных идентичностей и социального капитала на постсоветском пространстве: межпоколенный анализ // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 4. C. 65–73. https://doi.org/10.17759/chp.2021170407
  8. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. № 2. С. 3–17.
  9. Кузнецова Л. А. Феномен военной идентичности кадет и особенности ее формирования в кадетском военном корпусе // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 66–70. https://doi.org/10.54884/s181570410020337-5
  10. Сорокин А. И. Актуальность изучения военно-профессиональной идентичности военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2 (Пенза, 20 октября 2017 г.) / под ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза : Наука и Просвещение, 2017. С. 166–169.
  11. Устинов В. П. Разработка психодиагностических методик и их применение в эмпирических исследованиях : учебное пособие. Иркутск : Иркутский государственный университет, 2004. 104 с.
Поступила в редакцию: 
08.12.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024