Образец для цитирования:

??? ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫГОРАНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 454-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-4-454-459


Рубрика: 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ВЫГОРАНИЯ

В статье представлены результаты теоретического анализа оте- чественных и зарубежных работ по проблеме выгорания, целью которого было выявление основных этапов исследования данно- го феномена. Эта проблема не утратила своей актуальности, те- оретической и практической значимости на протяжении четырех десятилетий ее изучения в связи с распространенностью выго- рания, его необратимостью и негативными последствиями для личности и для социума. На основе авторского анализа работ по проблематике выгорания личности зафиксированы и детально описаны основные этапы изучения данного феномена: выявле- ние и описание частных случаев выгорания, понимание и обоб- щение этого феномена, методологическая фаза исследований, аналитическое исследование феномена, этап верификации и валидизации концепта выгорания, появление новых направлений исследований. Рассмотрение основных этапов изучения феноме- на выгорания позволило проследить, как расширилась и транс- формировалась его предметная область и изменялся его статус, а также определить перспективы его дальнейшего исследования: от фиксации и описания частных случаев «профессионального выгорания» у врачей до приобретения им статуса экзистенциаль- ного и общепрофессионального феномена, расширения сферы его изучения за пределы профессионального контекста.

Литература

Лукьянов В. В., Сороколетова И. Е. К истории термина «выгорание» // Выгорание и профессионализация / под ред. В. В. Лукьянова, А. Б. Леоновой, А. А. Обознова, А. С. Чернышева, Н. Е. Водопьяновой. Курск, 2013. С. 114–124.
Минин Д. С. Эмоционально-личностные предикторы психического выгорания адвокатов в различных видах судопроизводства : дис.. канд. психол. наук. СПб., 2016. 230 с.
Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005. 330 c.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
Freudenberger H. J. Staff burnout // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159–165.
Куваева И. О. История изучения синдрома «выгорания» в американской психологии // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий ( в медицинской, психологической и педагогической практике). Курск, 2007. С. 86–88.
Неруш Т. Г. Проблема профессионального выгорания : история и современные тенденции // Психология и экономика. 2011. Т. 4, № 1. С. 92–97.
Алексейчук И. С. Закономерности развития смысла научными социумами (на примере развития смысла понятия синдром выгорания») // Наука. Релiгiя. Суспiльство, 2008. № 2. С. 232–238.
Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопр. психологии. 1994. № 6. С. 57–63.
Неруш Т. Г., Поварёнков Ю. П. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности. Саратов, 2012. 216 с.
Maslach C. A. Multidimentional Theory of Burnout // Theories of Organizational Stress. Oxford, 1994. P. 68–85.
Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2005. 330 c.
Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания : дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2006. 449 с.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: