Образец для цитирования:

Поздняков А. Н. Орфико-пифагорейская традиция как канал религиозного влияния Египта на платоновское учение о бессмертии души // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 159-163. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-159-163


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
141.131
Язык публикации: 
русский

Орфико-пифагорейская традиция как канал религиозного влияния Египта на платоновское учение о бессмертии души

В статье рассматривается одна из частных проблем кросс-культурного взаимодействия Древних Греции и Египта – посредническая роль орфико-пифагорейской традиции в египетском влиянии на платоновское учение о бессмертии души. Данная проблема в отечественной науке затрагивается крайне редко, хотя ее изучение позволяет открыть новые аспекты в процессе развития древнегреческой философии. Методологическим основанием рассматриваемой проблемы является историко-компаративистский научный анализ исторического контекста, который повествует о знакомстве греков с культурой Древнего Египта. Отмечается спорный характер свидетельств и гипотез о пребывании в Египте Пифагора и Геродота. Перечисляются объективные трудности, которые могли возникать в процессе получения информации от египетских жрецов. Актуализируется проблема языковой коммуникации и способов передачи особого по своему характеру египетского религиозного знания. Подчеркивается необходимость внутрикультурного механизма переработки и усвоения информации, полученной через контакты чужеродных традиций. Предлагаются альтернативные источники и каналы влияния египетской религиозной культуры на орфико-пифагорейскую традицию, приводятся примеры и способы возможного заимствования. Формулируется вывод о наличии внутреннего греческого импульса развития орфико-пифагорейской традиции и творческой оригинальности Платона в процессе создания учения о бессмертии души.

Литература
  1. Burkert W. Prehistory of Presocratic Philosophy in an Orientalizing Context // The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy. Oxford : Oxford University Press, 2008. P. 55–85.
  2. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб. : Алетейя, 1994. 376 с.
  3. Геродот. История. М. : Наука, 1972. 600 с.
  4. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. М. : Мысль, 1990. Т. 1. 860 с.
  5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания : в 3 т. М. : Издательство Академии наук СССР, 1961. Т. 1. 503 с.
  6. Armayor K. O. Did Herodotus Ever Go to Egypt // Journal of the American Research Center in Egypt. 1978. Vol. 15. P. 59–73.
  7. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. 1 : Египет. СПб. : Алетейя, 2017. 226 с.
  8. Kingsley P. From Pythagoras to the Turba philosophorum: Egypt and Pythagorean Tradition // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1994. Vol. 57. P. 1–13.
  9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : ACT ; Астрель, 2011. 570 с.
  10. Страбон. География. М. : Наука, 1964. 944 с.
  11. Sauneron S. The Priests of Ancient Egypt. N. Y. : Grove Press, 1960. 192 p.
  12. Hölbl G. Beziehungen der ägyptischen Kultur zu Altitalien. Leiden : Brill, 1979. 394 S.
  13. Burkert W. Babylon, Memphis, Persepolis : Eastern Contexts of Greek Culture. Cambridge, MA : Harvard University Press, 2004. 178 p.
  14. Guthrie W. K. C. Orpheus and Greek Religion : A Study of the Orphic Movement. Princeton, New Jersey : Princeton University Press, 1994. 292 p.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: