Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Безрогов В. Г., Пичугина В. К. Обучение как обращение в античной и христианской традициях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2019. Т. 19, вып. 4. С. 448-452. DOI: 10.18500/1819-7671-2019-19-4-448-452

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 7)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37(09)(47+57)

Обучение как обращение в античной и христианской традициях

Авторы: 
Безрогов Виталий Григорьевич, Центр истории педагогики и образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Пичугина Виктория Константиновна, Центр истории педагогики и образования, Институт стратегии развития образования Российской академии образования
Аннотация: 

В настоящей статье рассмотрен вариант обучения как обращения в новую систему взглядов, ведущую к изменению мировоззрения и самопонимания. Основная тема данного исследования – история становления идеи обучения. Цель – рассмотреть, как идея педагогической трансформации возникает в Античности, а затем переосмысливается в христианстве, на основе которого формируются средневековые представления о педагогике. Результатом исследования стала картина эволюции и развития идеи о воспитании как трансформации, качественной перемены личности ученика. Она прослеживается на переходе от метафоры «переворот» к понятию «обращение». Совершенный еще в античной мысли, этот переход вошел в раннехристианскую картину мира в качестве основополагающего тезиса. Педагогический процесс как образование становится связанным в первую очередь не с метафорой оттиска, отпечатка учителя в ученике, а с метафорой переворота, отклика на слова Бога-Учителя, переданные через учителя земного. Данный переход смыслов, прослеженный на основе рассмотрения текстов Ветхого и Нового Завета, сочинений Эпиктета, Кебета, Арнобия, Григория Нисского, Никиты Стифата, Франциска Ассизского, Фомы Челанского, Антония Падуанского, выявляет и реконструирует важную страницу исторического развития педагогического сознания средиземноморской и западноевропейской цивилизаций.

Список источников: 

1. Fitzgerald J. T., White L. M. The Tabula of Cebes. Chico, California : Scholars Press, 1983. 225 р.

2. Bonner S. F. Education in Ancient Rome from the Elder Cato to the Younger Pliny. Berkeley, 1977. 404 р.

3. Нисский Г. Об устроении человека / пер. В. М. Лурье. СПб. : Axioma, 1995. 176 с.

4. Стифат Н. [Вступление] к книге Божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона / пер. иером. Дионисия (Шленова) // Богословский вестник Моск. дух. акад. и Моск. дух. семин. 2005–2006. № 5–6. C. 151–176.

5. Tommaso da Celanо. Vita prima di S. Francesco d'Assisi. Romae, 1880. 110 p.

6. Истоки францисканства / под ред. А. Вичини, Я. Ан. Кайшядорис. Милан, 1996. 1062 с.

7. Св. Антоний Падуанский. Проповеди / под ред. В. Л. Задворного. М. : Изд-во Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных, 1997. 401 с.