Образец для цитирования:

Орлов М. О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43-46. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-46


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
111.1:1:(091)(44):141.131:502.12:1
Язык публикации: 
русский

Общество потребления как источник социальных и духовных рисков

Общество потребления (другое наименование – потребительское общество), как оно изучено и осмыслено в современной научной литературе, является сложным и неоднозначным явлением. С одной стороны, общество потребления связывают с господством материальных ценностей над духовными, с другой стороны, говорят о том, что главным объектом потребления выступают не сами материальные вещи, а их символическое и социальное значение, т.е. нематериальное измерение вещного мира. Общество потребления, которое нельзя свести к удовлетворению бездумной страсти к развлечениям, является сложной, неоднозначной и внутренне противоречивой социальной системой. Оно строится на парадигме «хорошей жизни» как высшей ценности, определяющей потребительские стратегии человека, связанные со стремлением приобрести «лучшее», не только для себя, но и для ближних, расширить свои жизненные возможности. На бытовом уровне повышается рациональность поведения, обусловленная необходимостью изучения характеристик и выбора желаемого продукта, освоения его функций в ходе использования. Влияние общества потребления на поведение человека не всегда имеет характер прямого воздействия, а обусловлено теми нормами потребления, которые задает человеку та социальная («референтная») группа, к которой он стремится принадлежать. 

Литература
  1. Радаев В. В. Социология потребления : основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Республика, 2006. 268 с.
  3. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М. : Айрис-Пресс, 2004. 384 с.
  4. Нарыков Н. В. Человек в информационной среде современного общества : амбивалентность природы и сущности информационного человека // Философия права. 2017. № 1 (80). С. 123–127.
  5. Шаев Ю. М. Идеологемы потребительского общества и виртуальный нарратив // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 1. С. 111–115.
  6. Гришина А. А. Досуг в обществе потребления : основные тенденции восприятия // Труды СанктПетербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 75–79.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: