Для цитирования:
Орлов М. О. Общество потребления как источник социальных и духовных рисков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 43-46. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-43-46
Общество потребления как источник социальных и духовных рисков
Общество потребления (другое наименование – потребительское общество), как оно изучено и осмыслено в современной научной литературе, является сложным и неоднозначным явлением. С одной стороны, общество потребления связывают с господством материальных ценностей над духовными, с другой стороны, говорят о том, что главным объектом потребления выступают не сами материальные вещи, а их символическое и социальное значение, т.е. нематериальное измерение вещного мира. Общество потребления, которое нельзя свести к удовлетворению бездумной страсти к развлечениям, является сложной, неоднозначной и внутренне противоречивой социальной системой. Оно строится на парадигме «хорошей жизни» как высшей ценности, определяющей потребительские стратегии человека, связанные со стремлением приобрести «лучшее», не только для себя, но и для ближних, расширить свои жизненные возможности. На бытовом уровне повышается рациональность поведения, обусловленная необходимостью изучения характеристик и выбора желаемого продукта, освоения его функций в ходе использования. Влияние общества потребления на поведение человека не всегда имеет характер прямого воздействия, а обусловлено теми нормами потребления, которые задает человеку та социальная («референтная») группа, к которой он стремится принадлежать.
- Радаев В. В. Социология потребления : основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Республика, 2006. 268 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М. : Айрис-Пресс, 2004. 384 с.
- Нарыков Н. В. Человек в информационной среде современного общества : амбивалентность природы и сущности информационного человека // Философия права. 2017. № 1 (80). С. 123–127.
- Шаев Ю. М. Идеологемы потребительского общества и виртуальный нарратив // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 1. С. 111–115.
- Гришина А. А. Досуг в обществе потребления : основные тенденции восприятия // Труды СанктПетербургского государственного института культуры. 2013. Т. 195. С. 75–79.