Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 94-99. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 21)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
376.5

Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков

Авторы: 
Браташова Мария Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается вопрос о влиянии мотивации, формирующейся у младших подростков в процессе обучения, на их интеллектуальные способности. Описывается структура мотивации учения, дается краткая характеристика ее основных компонентов (потребность, мотив, цель, сформированность учебной деятельности, интерес к учению, эмоциональное состояние). Обосновывается, почему в своей педагогической деятельности учитель должен ориентироваться на формирование учебно-познавательных мотивов у обучающихся. Перечислены основные компоненты, способствующие формированию у подростков положительной мотивации к учебе. Рассматриваются «механизмы» связи мотивации учения и интеллектуальных способностей, обосновывается непосредственное влияние мотивации учения на развитие интеллектуальных способностей младших подростков. В качестве подтверждения теоретических выводов приводятся результаты исследования, проведенного среди учащихся 6-х классов одного из лицеев г. Саратова, в процессе которого были применены методики по выявлению структуры мотивации учащихся и уровня их интеллекта (согласно VPR-модели). Оценка и интерпретация результатов эксперимента – проведенный корреляционный анализ – позволил сформулировать вывод о высокой степени влияния мотивации учения на уровень развития интеллектуальных способностей у младших подростков. 

Список источников: 
  1. Национальный проект «Образование» (подписан Президентом РФ 7 мая 2018 г.). URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 15.01.2018).
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 512 с.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения : книга для учителя. М. : Просвещение, 1990. 192 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 247 с.
  5. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.