Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Даренская В. Н. Ментальные основания культурной специфики восточно-христианской цивилизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 247-252. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-3-247-252

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 22)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
130.2

Ментальные основания культурной специфики восточно-христианской цивилизации

Авторы: 
Даренская Вера Николаевна, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
Аннотация: 

В статье рассмотрены ментальные основания культурной специфики восточно-христианской цивилизации на основе культурно-исторического метода. Цель статьи состоит в уточнении исторической модели, которая сформировала ментальные отличия западноевропейской и русской культур. Показано, что корни цивилизационного раздела Европы на Западную и Восточную во многом определяются тем особым способом, которым «варварские» этносы приобщались к христианской и античной традициям. Поэтому в Западной Европе культурный стереотип активно-завоевательного отношения к миру привел к формированию антитрадиционалистических, инновационных тенденций развития, антропоцентризму и индивидуализму. У восточноевропейцев, которые подвергались принудительной вестернизации, формировался комплекс неполноценности и презрения к родной культурной среде – то деструктивное явление, которое широко распространено в наше время и служит мощным тормозом собственного оригинального культурного развития. Однако принцип индивидуализма в конечном счете обернулся дегуманизацией всех сфер жизни. Без преодоления деструктивной культурной «самоколонизации» самостоятельное развитие восточно-христианской цивилизации невозможно. Концептуальная новизна статьи состоит в формулировке принципа «культурной Родины», а также в уточнении исторического истока ментальных отличий.

Список источников: 

1. Горський В. С. Святі Київської Русі. Киев : Абрис, 1994. 173 с.

2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М. : Наука, 1989. 236 с.

3. Wolff L. Inventing Eastern Europe. The Map of Civilization in the Mind of the Enlightenment. Stanford, Stanford Univ. Press, 1994. 512 p.

4. Гвардини Р. Конец Нового времени // Культурология : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 1998. С. 537–551.

5. Шубарт В. Европа и душа Востока. М. : Русская идея, 2000. 446 с.

6. Померанц Г. Диалог пророческих монологов // Дружба народов. 1997. № 3. С. 151–157.

7. Ellul J. Trahision de L’Occident. P. : Plon, 1965. 199 p.

8. Краус В. Нігілізм сьогодні, або Терплячість світової історії. Киев : Основи, 1994. 122 с.

9. Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 79–88.

10. Krol St. Slovo w obronie kultury slowianskiej // ?????. Журнал філософів слов’янських країн. Rzeszow: Univ. Rzeszowski, 2006. № 6. P. 357–361.

11. Морозов С. Б. Диалогическое основание культуры // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия : материалы Третьего Российского философского конгресса : в 3 т. Ростов н/Д : Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. Т. І. С. 184–185.

12. Стёпин В. С. Современные цивилизационные изменения и диалог культур // Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии : история, современность, перспективы : сб. ст. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. С. 13–27.