Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Ушакова В. Р. Механизмы эмоционального реагирования детей с задержкой психического развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 79-84. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-1-79-84

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 29)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.973

Механизмы эмоционального реагирования детей с задержкой психического развития

Авторы: 
Ушакова Владислава Романовна, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
Аннотация: 

В статье рассматриваются характерные механизмы эмоционального реагирования детей с задержкой психического развития. Исследования отечественных авторов по данной проблематике осуществляются в рамках установления специфики эмоциональных проявлений и оценки эмоционального реагирования у детей и взрослых. Проводится сравнение особенностей восприятия, дифференцирования и понимания различных эмоций, идентификации эмоциональных реакций детьми с ограниченными возможностями развития и детьми с нормальным психическим развитием. В исследовании приняли участие 260 детей в возрасте 9–10 лет, из них 130 детей с задержкой психического развития и 130 школьников с нормальным протеканием психического развития. Методы исследования – проективные и беседа. Дети с задержкой психического развития осуществляют идентификацию эмоций с помощью в основном невербального канала, дифференцируют телесную реакцию на ситуации, испытывают затруднения в вербализации своих эмоций и выделении причинно-следственных связей между ситуацией и эмоцией. Дети с нормальным психическим развитием воспринимают и дифференцируют эмоции посредством вербальных проявлений, выделяют причинно-следственные связи между ситуацией и эмоцией и вербализируют свою эмоциональную выраженность.

Список источников: 
  1. Верхотурова Н. Ю. К проблеме определения структуры и механизмов эмоционального реагирования // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 150–154.
  2. Верхотурова Н. Ю. Эмоциональное реагирование : функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования // Вестник Российского университета дружбы народов : научный журнал. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 1. С. 94–99.
  3. Психология мотивации и эмоций : учебное пособие для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. 2-е изд. М. : ЧеРо ; Московский психолого-социальный университет, 2002. 752 с.
  4. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. 2-е изд. М. : Издательство МГУ, 1993. 304 с.
  5. Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции : нейропсихологическое исследование. 2-е изд. М. : Российское педагогическое агентство, 1998. 268 с.
  6. Izard C. E. Emotion Theory and Research: Highlights, Unanswered Questions, and Emerging // Annual Review of Psychology. 2009. Vol. 60. Р. 1–25.
  7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб. : Питер, 2018. 782 с.
  8. Tomkins S. S. Аffect imagery consciousness: the complete edition: in 2 vols. Vol. 1: The Positive Affects. N.Y. : Springer Publishing Company, 2008. 588 р.
  9. Изотова Е. И. Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.09.2021).
  10. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / пер. с англ. С. Коледа. 2-е изд. М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2018. 225 с.
  11. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Проекция телесности в тесте «Рисунок человека» // Междисциплинарные проблемы психологии телесности : материалы межведомственной научно-практической конференции (Москва, 21–22 октября 2004 г.) / ред. сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М. : Издательство Московского гуманитарного университета, 2004. С. 507–517.
  12. Правдина Л. Р. Телесность как ресурс здоровья и ее развитие в телесноориентированном тренинге. Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 21–23 октября 2014 г.) / отв. ред. Г. С. Никифоров. СПб. : Скифия-принт, 2014. С. 20–22.
  13. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб. : Речь, 2006. 176 с.
  14. Nummenmaa L., Glerean E., Hari R., Hietanen J. K. Bodily maps of emotions // PNAS. 2014. Vol. 111 (2). Р. 646–651.
Поступила в редакцию: 
26.09.2021
Принята к публикации: 
20.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022