Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Шаткин М. А. Концепция социоматериального дизайна: теоретические и прагматические аспекты. Часть I // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 89-94. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-89-94, EDN: BWSIJU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
1:316
EDN: 
BWSIJU

Концепция социоматериального дизайна: теоретические и прагматические аспекты. Часть I

Авторы: 
Шаткин Максим Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Рост рефлексивности современного общества обусловил распространение возникших в сфере дизайна подходов на проектирование и анализ социальных феноменов. Несмотря на влияние дизайна на социальные процессы и социальную рефлексию, в социальной философии сегодня отсутствует аргументированная теория, предлагающая комплексный взгляд на данное явление. Теоретический анализ. Наиболее известной попыткой систематического осмысления феномена дизайна является концепция четырех порядков дизайна Р. Бьюкенена, выделяющая дизайн знаков и символов, дизайн материальных объектов, дизайн действий (сервисов) и дизайн организаций. Недостатками данной концепции является неоправданное разделение уровней знаков и материальных объектов, пропускдизайна взаимодействия человека с объектами, а также отсутствие анализа взаимосвязей различных уровней дизайна. Предлагается оригинальная концепция социоматериального дизайна как аналитического конструкта, выделяющего в социальных феноменах четыре взаимосвязанных уровня дизайна: материальных объектов и знаков; взаимодействия между человеком и неодушевленным предметом; межличностных и групповых взаимодействий; социальных институтов. К принципам социоматериального дизайна относятся проектность, трансформативность, деонтологичность, эвдемоничностьи устойчивость. Заключение. Дальнейшее исследование социоматериального дизайна требует анализа взаимных смысловых связей дизайна и нарратива в оформлении социальных феноменов.

Список источников: 
  1. Buchanan R. Wicked problems in design thinking // Design Issues. 1992. Vol. 8, № 2. P. 5–21.
  2. Buchanan R. Worlds in the Making: Design, management, and the reform of organizational culture // She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2015. Vol. 1, № 1. P. 5–21. https://doi.org/10.1016/j.sheji.2015.09.003
  3. Buchanan R. Surroundings and environments in fourth order design // Design Issues. 2019. Vol. 35, № 1. P. 4–22. https://doi.org/10.1162/desi_a_00517
  4. Braga M. F. The fifth order of design // Cubic Journal. 2023. Vol. 6, № 6. P. 98–115. https://doi.org/10.31182/cubic.2023.6.63
  5. Lee K. Institutions as objects in fourth Order design // She Ji: The Journal of Design, Economics, and Innovation. 2024. Vol. 10, № 2. P. 169–191. https://doi.org/10.1016/j.sheji.2024.08.001
  6. Steinberg E. AI, radical ignorance, and the institutional approach to consent // Philosophy & Technology. 2024. Vol. 37, № 3. P. 1–26. https://doi.org/10.1007/s13347-024-00787-z
Поступила в редакцию: 
08.01.2025
Принята к публикации: 
22.04.2025
Опубликована: 
30.06.2025