Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дуплинская Ю. М., Фриауф В. А. Христианский мистический опыт в панораме трансформаций неклассических онтологий бытия-во-времени // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 252-257. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-3-252-257

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 59)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111+291.1

Христианский мистический опыт в панораме трансформаций неклассических онтологий бытия-во-времени

Авторы: 
Дуплинская Юлия Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фриауф Василий Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье исследуются траектории как пересечения, так и дивергенции между философскими и религиозно-мистическими онтологиями бытия-во-времени. Формулируется вывод, согласно которому душа конституируется в качественно ином времени, нежели «Я». Если душа является местом соединения времен, то «Я» обитает в топосе разрыва времени. Выход из времени в вечность предваряется трансформацией темпоральности собиранием времени в модусе настоящего. В мистических традициях такая трансформация может совершаться в противоположных направлениях: как расширения настоящего, так и сжатия мгновения. Констатируется парадоксальная перекличка между опытом настоящего в христианской мистике и темой настоящего в неклассической философии. Они сходятся в том, что «Я» может удержаться в модусе настоящего не своими собственными усилиями, а лишь в со-бытии – совместном бытии. В христианском опыте это со-бытие синергии с Богом. В современной постфилософии Бог замещается фигурой Другого. Исследуются импликации такой подмены. Уникальность христианской версии отношения между временем и вечностью усматривается в положении о существовании градации качественно различных времен: как «вневременного времени», так и «тварной вечности».

Список источников: 
  1. Дойч Д. Структура реальности. М. : R&D Dinamics, 2001. 178 с.
  2. Нестерук А. Логос и космос. М. : Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 443 с.
  3. Аврелий Августин. Исповедь. М. : Renaissance, 1991. 487 с.
  4. Делёз Ж. Логика смысла. М. : Издательский центр «Академия», 1995. 298 с.
  5. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Политиздат, 1991. С. 28–286.
  6. Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Боговидение. М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 455–550.
  7. Бердяев Н. Смысл и назначение истории. М. : Мысль, 1990. 174 с.
  8. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев // Святитель Василий Великий. Избранные творения. М. : Издательство Сретенского монастыря, 2008. С. 11–644.
  9. Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб. : Высшая религиозно-философскаяшкола, 1998. С. 21–119.
Поступила в редакцию: 
20.05.2021
Принята к публикации: 
05.07.2021
Опубликована: 
30.09.2021