Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Кузьмина С. В. Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 212-216. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-2-212-216

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 35)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.017.4

Формирование патриотизма у подрастающего поколения в современной школьной среде

Авторы: 
Кузьмина Светлана Владиславовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

 Статья посвящена проблеме возвращения патриотической работы в современную систему школьного воспитания. Цель исследования – изучить особенности формирования патриотизма как незыблемой ценности в воспитании подрастающего поколения. Сравнительный анализ понятий «патриотизм», «гражданственность», «национализм», «интернационализм» показал, что исторически воспитание патриотизма у детей и молодежи пересекается с формированием гражданственности, организацией дружественных межэтнических отношений. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном ретроспективном рассмотрении вопроса с привлечением идей воспитания гражданственности и патриотизма личности в коллективе советских педагогов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Подчеркивается важность коллективных форм патриотической работы в школьной среде (беседы о гражданственности, общественно полезный труд, коллективное исполнительство народной музыки). Доказано, что патриотизм находит преломление в понятиях «гражданственность», «интернационализм». В противоположность национализму патриотизм не идеализирует нацию, а оценивается через призму «критической» совести. Эффективность формирования патриотизма у подрастающего поколения определяется инициативой всего педагогического коллектива школы, в том числе умением учителя музыки духовно наполнить урок художественным материалом патриотической направленности и разнообразной музыкой поликультурного мира, налаживать доброжелательные межэтнические отношения среди учеников во внеучебной деятельности.

Список источников: 
  1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2001. 719 с.
  2. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2011. Т. 11, вып. 4. С. 106–109.
  3. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. Педагогические произведения 1936–1939 гг. М. : Педагогика, 1984. 396 с.
  4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М. : Педагогика, 1979. Т. 1. 560 с.
  5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М. : Педагогика, 1980. Т. 2. 384 с.
  6. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / пер. с фр. Е. В. Головиной. М. : Этерна, 2012. 752 с.
  7. Махрова И. А., Филипченко С. Н. Формирование культуры межнационального общения школьников в условиях МОУ «Национальная (татарская) гимназия» // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/1 (82). С. 270–273.
Поступила в редакцию: 
20.11.2020
Принята к публикации: 
15.03.2021
Опубликована: 
30.06.2021