Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Мингалеева М. Т. Формирование экологической культуры в условиях полиэтнического образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 464-468. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-464-468, EDN: BPGKON

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 30)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.013
EDN: 
BPGKON

Формирование экологической культуры в условиях полиэтнического образования

Авторы: 
Мингалеева Милеуша Талгатовна, Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьский сельский лицей»
Аннотация: 

Введение. Формирование экологической культуры личности в современном мире актуализируется в связи с необходимостью подготовки современного молодого человека к адекватному поведению в условиях экологического кризиса и возрастания включенности в глобальный мир. Цель – раскрыть особенности формирования экологической культуры обучающихся школы сучетом этнокультурного компонента в условиях полиэтнического образования. Теоретический анализ. Теоретический анализ проблемы формирования экологической культуры в полиэтнической среде позволяет сделать вывод о том, что для формирования экологической культуры необходимо искать опору в традиционных этических нормах и ценностях, касающихся взаимоотношений в системе человек–природа. В статье обосновывается необходимость реализации полиэтнического образования в школах Поволжского региона, в процессе которой происходит приобщение детей к этнической культуре и вырабатывается умение жить в многонациональной стране. Заключение. Изучение этнокультурного компонента способствует формированию у каждого обучаемого жизненно востребованной системы знаний, выработки умений решать региональные экологические проблемы с опорой на традиционные ценности рационального природопользования. В результате учебно-воспитательной работы выпускник школы проявляет гражданскую ответственность, уважение к национальным традициям, толерантность, обладает высокой экологической культурой. 

Список источников: 
  1. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.08.2022).
  2. Горлачев В. П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: дис. ...д-ра пед. наук. Чита, 2005. 376 с.
  3. Пазова Р. И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2010. 184 с.
  4. Матис В. И. Поликультурное образование: учебное пособие. Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2016. 331 с.
  5. Солодухо Н. М. Теоретико-методологические основы «Всеобщей экологии» // Формирование экологогеографической культуры учащейся молодежи в школе и вузе: материалы Всероссийской научнометодической конференции (с. Малая Цильна, 20–21 декабря 2013 г.). Казань : К(П)ФУ, 2013. С. 3–4.
  6. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Грачев В. А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. Вернадского. 2012. № 39. С. 55–59.
  7. Colucci-Gray L., Perazzone A., Dodman M., Camino E. Science Education for Sustainability, Epistemological Reflections and Educational Practices: From Natural Sciences to Trans-Disciplinarity // Cultural Studies of Science Education. 2013. Vol. 8. P. 127–183.
  8. Filho W. L., Raath S., Lazzarini B. The Role of Transformation in Learning and Education for Sustainability // Journal of Cleaner Production. 2008. Vol. 199. P. 286–295.
  9. Ибрагимова Л. А. Поликультурное образование в многонациональном обществе. М. : Редакционноиздательский центр, 2006. 210 с.
Поступила в редакцию: 
05.05.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2023