Для цитирования:
Даренский В. Ю. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. С. БАТИЩЕВА: «ЧЕЛОВЕК ВОСХОДЯЩИЙ» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 135-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-2-135-140
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Г. С. БАТИЩЕВА: «ЧЕЛОВЕК ВОСХОДЯЩИЙ»
В статье рассматривается философия Г. C. Батищева как неклас- сическая (креативная) антропология. Анализируется предложен- ный им концепт «глубинного общения» как императив «человека восходящего». Показаны основания онтологии диалога в зрелом творчестве Г. С. Батищева и специфика концептуализации ре- лигиозного типа диалога как универсальной формы открытости «Я»–«Ты» - отношения, конституирующего личностное бытие че- ловека. Проанализированы концепты «другодоминантности», от- крытости, «запороговых смыслов» и предельной «внемлемости», а также бытия как дара и «диалектики Универсума», лежащие в основе его концепции. Дан анализ гносеологических экспли- каций «креативной антропологии», понятий «искание» и «опыт- ническая философия». Логика построения онтологии деятель- ностного подхода в философии Г. С. Батищева осуществлялось в направлении преобразования субъектности. Им была развита экзистенциальная перспектива деятельностного подхода, что дало импульс развития в направлении анализа индивидуального бытия как со-бытия. Подлинный диалог как «глубинное обще- ние» означает вхождение в духовную жизнь и является ее апри- орным условием. Согласно подходу Г. C. Батищева, философия становится «образом жизни» и лишь потом теоретизированием о ней. Самореализация является успешной, если человек включен в достаточное количество социальных отношений. Это модель человека, которую можно назвать «человеком восходящим». В философском плане «глубинное общение» становится не только одним из способов личностной самореализации, но и бытийным состоянием человека, которое не может заменять самореали- зацию в практической реальности, но их синтез обес печивает экзистенциальную полноту человеческого бытия.
1. Батищев Г. С. Избр. произв. / под общ. ред. З. К. Шаукеновой. Алматы, 2015. 880 с.
2. Батищев Г. С. Философско-педагогические произведения : собр. соч. : в 2 т. / сост., вступ. ст., примеч. А. А. Хамидова. Бийск, 2015.
3. Буцяк І. Д. Концепція «глибинного спілкування» : філософсько-педагогічний аспект : автореф. дис. ... канд. філос. наук. Дніпропетровськ, 2015. 20 с.
4. Генрих Степанович Батищев / под ред. В. А. Лекторского. М., 2009. 336 с.
5. Малахов В. А. Парадигма общения в философском творчестве Г. С. Батищева // Генрих Степанович Батищев / под ред. В. А. Лекторского. М., 2009. С. 243–312.
6. Малахов В. А. Рыцарь устремленности. О Генрихе Батищеве и его книге // Малахов В. А. Уязвимость любви. Киев, 2005. С. 343–352.
7. Малахов В. А. Проблема общения в постсекулярной философии (Э. Левинас и Г. Батищев) // Малахов В. А. Уязвимость любви. Киев, 2005. С. 353–373.
8. Хамидов А. А. Философская одиссея Г. С. Батищева // Батищев Г. С. Избр. произв. / под ред. З. К. Шаукеновой. Алматы, 2015. С. 6–44.
9. Батищев Г. С. Познание, деятельность, общение // Теория познания : в 4 т. Т. 2. Социально-культурная природа познания. М., 1991. С. 119–135.
10. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 586 с.
11. Батищев Г. С. Не деянием одним жив человек // Деятельность : теории, методология, проблемы. М., 1990. С. 317–324.
12. Батищев Г. С. О культуре глубинного общения // Вопр. философии. 1995. № 3. С. 116–129.
13. Батищев Г. С. Познание и творчество // Теория познания : в 4 т. Т. 2. Социально-культурная природы познания. М., 1991. С. 136–169.
14. Шердаков В. Н. Г. С. Батищев : в поиске истины пути и жизни // Вопр. философии. 1995. № 3. С. 91–95.
15. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997. 467 с.
16. Батищев Г. С. Философия как работа человека над самим собой // Философское сознание : драматизм обновления. М., 1991. С. 146–151.