Образец для цитирования:

Наумов Н. . Философские основания антропологической концепции Эдуарду Вивейруша де Кастру // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 278-282. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-278-282


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Рубрика: 
УДК: 
141.141
Язык публикации: 
русский

Философские основания антропологической концепции Эдуарду Вивейруша де Кастру

В статье рассматривается вклад бразильского антрополога Э. Кастру в формирование постструктуралистского метода в антропологии. Анализируются ключевые понятия концепции Кастру (перспективизм, мультинатурализм, эквивокация), согласно которой субъектность человека не уникальна и является одной из позиций в рамках универсальной перспективистской структуры мира. При критическом подходе к программе Кастру и анализу ее рецепции выясняется, что онтологический поворот в антропологии представляет собой попытку теоретической инверсии, в которой предпосылка единства природы, технически являющаяся понятийно неопределенным остатком этнологической классификации, сменяется постулированием принципиальной множественности условно независимых агентов. Онтология здесь понимается как своего рода иерархический предикат, посредством которого америндеанским обществам отказывается в субъектности их способов создания картины мира и в то же время подверстывается эпистемологическое основание доминирования западного модерна. В результате обобщения данных предлагается критическая позиция по отношению к ключевым понятиям и методам Кастру. Формулируется вывод, согласно которому проекты расширения нетривиального использования инструментария Кастру наследуют также и его концептуальные особенности: издержки «онтологизации» антропологии, утопичность представлений о доступе к доколониальной мысли, еще более универсалистский режим доминирования эпистемологии модерна.

Литература
  1. Holbraad M., Castro E.V. Ideas of Savage Reason : Glass Bead in Conversation with Martin Holbraad and Eduardo Viveiros de Castro. 2016. URL: https://clck.ru/QjmHX  (дата обращения: 01.10.2020).
  2. Кастру Э. В. Каннибальские метафизики. Рубежи постструктурной антропологии. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. 200 с.
  3. Делез Ж. Логика смысла. М. : Академический Проект, 2011. 472 с.
  4. Латур Б. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. 240 с.
  5. Wagner R. The Invention of Culture. Chicago : University of Chicago Press, 2016. 177 p. https://www.doi.org/10.7208/chicago/9780226423319.001.0001
  6. Strathern M. Property, Substance and Effect : Anthropological Essays on Persons and Things. London : Athlone, 1999. 280 p.
  7. Леви-Стросс К. Мифологики : в 4 т. Т. 4. Человек голый. М. : ИД «Флюид», 2007. 784 с.
  8. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Екатеринбург : У-Фактория, 2008. 607 с.
  9. Делез Ж. Мишель Турнье и мир без другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб. : Амфора, 1999. С. 282–302.
  10. Castro E. V. Cosmological deixis and Amerindian perspectivism // Journal of the Royal Anthropological Institute. 1998. № 4 (3). P. 469–488. https://www.doi.org/10.2307/3034157  
  11. Holbraad M., Morten A., Castro E.V. The Politics of Ontology : Anthropological Positions. Theorizing the Contemporary. Fieldsights, 2014. URL: https://culanth.org/fieldsights/the-politics-of-ontology-anthropologicalpositions  (дата обращения: 01.10.2020).
  12. Course M. Of words and fog : Linguistic relativity and Amerindian ontology // Anthropological Theory. 2010. № 10 (3). P. 256–258. https://doi.org/10.1177/1463499610372177  
  13. Jimenez A. The form of the relation, or anthropology’s enchantment with the algebraic imagination, 2014. URL: https://clck.ru/Suh6c  (дата обращения: 01.10.2020).
Статус: 
одобрено к публикации
Текст в формате PDF: