Для цитирования:
Семенов И. А. Философские и педагогические взгляды Николя де Кондорсе: первые шаги к гуманизации системы образования Франции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 155-160. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-155-160, EDN: YBZRRA
Философские и педагогические взгляды Николя де Кондорсе: первые шаги к гуманизации системы образования Франции
Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation]. Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.
- Записки о 1812 годе [соч.] Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения. СПб. : типография Императорской Российской академии, 1836. IV, XIV, V. 362 с.
- Хавкар Хуссейн. Прогресс человеческого разума в философии истории Ж. А. Кондорсе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 37–41.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 c.
- Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники (1825– 1826 гг.) / Издание подготовил М. И. Гиллельсон. М. : Наука. 1964. 624 с. (Серия «Литературные памятники»).
- Семенов И. А. Концепция педагогики Э. Демолена в контексте реформаторского течения «Новое воспитание» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 116–120. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-1-116-120, EDN: FYHNVM
- Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского : в 86 т. СПб. : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1895. Т. 2. Коала – Конкордия. 936 с.
- Советская историческая энциклопедия : в 16 т. М. : Советская энциклопедия, 1965. Т. 7. 520 c.
- Кондорсе // Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194dc7337a... (дата обращения: 28.11.2024)
- Герцен А. И. Былое и думы : в 8 ч. Ч. 4, 5. М. : ГИХЛ, 1958. 165 с.
- De Condorcet N. Écrits sur l’instruction publique (Charles Coutel et Catherine Kintzler, éd.). Paris : édilig., 1989. Œuvres en deux volumes). Vol. 2. 179 р.
- Семенов И. А. Миссия христианского просвещения в контексте идей конгрегации ласаллианцев // Социальные отношения. 2023. № 4 (47). С. 93–99.
- De Condorcet N. Cinq mémoires sur l’instruction publique. Bibebook, 2013. 203 p.
- De Gouges O., de Condorcet N. Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (texte intégral et analyses): suivi du texte précurseur de Nicolas de Condorcet. Books on Demand, 1791. 56 р.