Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Семенов И. А. Философские и педагогические взгляды Николя де Кондорсе: первые шаги к гуманизации системы образования Франции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 155-160. DOI: 10.18500/1819-7671-2025-25-2-155-160, EDN: YBZRRA

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 23)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.01(44)(09)+929Кондорсе
EDN: 
YBZRRA

Философские и педагогические взгляды Николя де Кондорсе: первые шаги к гуманизации системы образования Франции

Авторы: 
Семенов Иван Александрович, Владимирский юридический институт ФСИН России
Аннотация: 

Введение. Личность Николя де Кондорсе весьма неоднозначно трактуется в философско-педагогической периодике отечественных и зарубежных исследователей. В статье предпринимается попытка акцентировать внимание на идеях Кондорсе о гуманизации обучения, а также актуализируется принцип «равенства и общедоступности образования». Анализируется конфронтация религиозной и республиканской модели воспитания и обучения детей. Теоретический анализ базируется на авторской концепции Кондорсе, изложенной в произведении «Cinq mémoires sur l’instruction publique», а также в его социально-личностном портрете, описанном отечественными учеными и энциклопедистами. На основании проведенного анализа был представлен проект реформы основного общего образования, предложенный Кондорсе, а также приведена обозначенная им демаркация между понятиями обучение [instruction] и образование [éducation]. Заключение. Оценка передового опыта гуманизации и гуманитаризации образования с учетом реформаторского опыта Кондорсе позволила актуализировать проблему воспитания молодежи и обозначить прерогативу государства в исполнении этой важной задачи. Кроме того, сформулированы основные философские постулаты «свободного» образования, среди которых общедоступность и равенство занимают ключевое место.

Список источников: 
  1. Записки о 1812 годе [соч.] Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения. СПб. : типография Императорской Российской академии, 1836. IV, XIV, V. 362 с.
  2. Хавкар Хуссейн. Прогресс человеческого разума в философии истории Ж. А. Кондорсе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 37–41.
  3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 527 c.
  4. Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники (1825– 1826 гг.) / Издание подготовил М. И. Гиллельсон. М. : Наука. 1964. 624 с. (Серия «Литературные памятники»).
  5. Семенов И. А. Концепция педагогики Э. Демолена в контексте реформаторского течения «Новое воспитание» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 116–120. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-1-116-120, EDN: FYHNVM
  6. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь / под ред. проф. И. Е. Андреевского : в 86 т. СПб. : Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1895. Т. 2. Коала – Конкордия. 936 с.
  7. Советская историческая энциклопедия : в 16 т. М. : Советская энциклопедия, 1965. Т. 7. 520 c.
  8. Кондорсе // Новая философская энциклопедия. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194dc7337a... (дата обращения: 28.11.2024)
  9. Герцен А. И. Былое и думы : в 8 ч. Ч. 4, 5. М. : ГИХЛ, 1958. 165 с.
  10. De Condorcet N. Écrits sur l’instruction publique (Charles Coutel et Catherine Kintzler, éd.). Paris : édilig., 1989. Œuvres en deux volumes). Vol. 2. 179 р.
  11. Семенов И. А. Миссия христианского просвещения в контексте идей конгрегации ласаллианцев // Социальные отношения. 2023. № 4 (47). С. 93–99.
  12. De Condorcet N. Cinq mémoires sur l’instruction publique. Bibebook, 2013. 203 p.
  13. De Gouges O., de Condorcet N. Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne (texte intégral et analyses): suivi du texte précurseur de Nicolas de Condorcet. Books on Demand, 1791. 56 р. 
Поступила в редакцию: 
26.01.2024
Принята к публикации: 
22.04.2025
Опубликована: 
30.06.2025