Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дуплинская Ю. М., Фриауф В. А. «Философская вера» и мистический опыт: конвергенция и дивергенция // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 368-372. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-368-372, EDN: FJYMNR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 18)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111+141.33
EDN: 
FJYMNR

«Философская вера» и мистический опыт: конвергенция и дивергенция

Авторы: 
Дуплинская Юлия Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фриауф Василий Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. Распространенная версия, что мистический опыт выявляет глубинное единство религиозных традиций, скрывающееся за внешним фасадом их различий, представляется спорной. Теоретический анализ. Сравнительный анализ выявляет, что сходство между разными традициями мистицизма выражает не квинтэссенцию религиозности как таковой, а лишь конвергенцию в определенной фазе эволюции религий. Мистицизм сопоставляется с вступлением религии в феноменологическую фазу развития. Мистика, как и философская феноменология, обращена к опыту данностей сознания. Феноменология формирует пространство встречи мистического опыта с опытом философской веры. Феноменологический опыт сродни «энергетическому минимуму» мистических состояний. Подобно состоянию тепловой смерти в термодинамике, это своего рода общий знаменатель, к которому устремлены все мистические традиции в процессе деволюции, а затем десакрализации. После мистико-феноменологической фазы религиозное сознание переориентируется от феноменологического Присутствия к эсхатологическому Пришествию, где вновь намечаются траектории дивергенции. Заключение. С позиций православной аскетики философская вера как феноменологическая версия мистицизма недостаточна, ибо сопряжена только с изменением сознания. Подлинный опыт богообщения в христианстве требует трансформации всего, в том числе плотного человеческого естества.

Список источников: 
  1. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. М. : Алетейа ; Энигма, 1999. 416 с.
  2. Дуплинская Ю.М. Трансформации религиозного сознания: откровение, метафизика, феноменология // Церковь, Образование, Наука: история взаимоотношений и перспективы сотрудничества: материалы VIII межрегиональных Пименовских чтений. Саратов : Издательство Саратовской митрополии, 2011. С. 358–365.
  3. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. : Издательство политической литературы, 1991. С. 420–508.
  4. Франк С. Реальность и человек. М. : АСТ, 2007. 382 с.
  5. Франк С. Непостижимое // Франк С. Сочинения. М. : Правда, 1990. С. 183–559.
  6. Ильин И. Путь к очевидности // Ильин И. Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. С. 290–403.
Поступила в редакцию: 
08.04.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022