Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Безменов В. В. Феномен «симбиоза» государственных структур и исламских организаций в современной Индонезии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 19-23. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-1-19-23, EDN: RZJNMJ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 15)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[316.334.3+28](594)|19|+929
EDN: 
RZJNMJ

Феномен «симбиоза» государственных структур и исламских организаций в современной Индонезии

Авторы: 
Безменов Владислав Владимирович, Казанский федеральный университет
Аннотация: 

Введение. Статья посвящена феномену «симбиоза» государственного аппарата республики Индонезии и исламских организаций. Теоретический анализ. На протяжении всего периода с 1949 г. по настоящее время государственная власть и исламские религиозные организации находились в отношениях тесного сотрудничества. В статье выделяются три этапа в отношении ислама и государства. Эмпирический анализ. Первый этап – подчинение ислама государственному аппарату с 1975 по 1997 г. В 1975 г. был создан главный координирующий орган мусульман Индонезии – Индонезийский совет улемов. Второй этап – период борьбы за влияние в государстве во время президентского срока Абдурахмана Вахида (1998–2001), в прошлом являвшегося лидером крупнейшей исламской организации страны Нахдатул Улама. Третий этап взаимоотношений – временя симбиоза государственного аппарата Индонезии и исламских организаций. Его начало было положено в 2005 г. после речи президента Сусило Бамбанг Юдойоно о предоставлении Индонезийскому совету улемов автономии. Заключение. Религиозно-политическая ситуация в Индонезии – уникальный феномен. Несмотря на все попытки демократической власти отстранить ислам от политических и социальных решений, ей это не удалось.

Список источников: 
  1. Ефимова Л. М. Ислам и власть в современной Индонезии: поиск баланса в условиях демократии // ЮгоВосточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. Т. 2, № 4. С. 69–87.
  2. Ефимова Л. М. Президент Индонезии Абдуррахман Вахид и «исламский фактор» в политике // Полития. 2000. Т. 16, № 2. С. 105–115. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2000-16-2-105-115
  3. Кирчанов М. В. Национализм и модернизация в Индонезии в XX веке. Воронеж: Научная книга, 2009. 251 с.
  4. Патеев Р. Ф. Религиозный активизм в мусульманских сообществах: переосмысление в постсекулярную эпоху // Религиоведение. 2020. № 3. С. 78–87. https://doi.org/10.22250/2072-8662.2020.3.78-87
  5. Баранов О. Панчасила против исламизма: новый идеологический курс Индонезии. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/panchasila-protivislamizma/ (дата обращения: 02.10.2023).
  6. Ефимова Л. М. Халяль покоряет исламскую умму Индонезии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. Т. 1, № 2. С. 94–101.
  7. Узланер Д. А. Конец религии? История теории секуляризации. М. : Издательский Дом ВШЭ, 2019. 240 с. (Серия: Социальная теория).
Поступила в редакцию: 
27.10.2023
Принята к публикации: 
12.01.2024
Опубликована: 
29.03.2024