Для цитирования:
Сагитова В. Р. ФЕНОМЕН КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 59-?. DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-2-59-62
ФЕНОМЕН КОМПЕТЕНЦИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Рассмотрено понятие компетенции в разных научных интерпре-
тациях. Показано, что компетенция проявляется в определен-
ных ситуациях в форме знаний, умений и навыков. По видам
компетенции можно разделить на общие и практические. В
Федеральном государственном образовательном стандарте
РФ компетенции представлены как «способности», «умения» и
«владение», а профессиональное сообщество рассматривает
их как «знание», «умение», «владение», общепсихологические и
культурные составляющие (проактивную позицию, позитивное
мышление, способности и т.п.) Установлены социально-пси-
хологические условия для развития компетенций – непрерыв-
ность образования, самостоятельность в усвоении знаний и
многоуровневый мотивационный компонент.
1. Бочарова Е. Е. Личность как субъект социализации
в условиях изменяющегося общества // Перспективы
науки. 2012. № 10 (38). С. 27-30.
2. Арендачук И. В. Профессиональные компетенции в
структуре профессионализма преподавателей высшей
школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия.
Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 63-68.
3. Вагапова А. Р. Социально-психологические аспекты
сопровождения процессов направленной социали-
зации молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер.
Акмеология образования. Психология развития. 2013.
Т. 2, вып. 2. С. 146-151.
4. Хуторский А. В. Технология проектирования ключевых
и предметных компетенций. Эйдос : интер нет-журнал.
2005. № 4. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/
1212.htm (дата обращения: 12 декабря 2014).
5. Смородинова М. В. Технология формирования пред-
метной компетенции учащихся основного звена
общеобразовательной школы // Теория и практика
образования в современном мире : материалы II
междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь
2012). СПб., 2012. С. 93-94.
6. Корчемный П. А. Психологические аспекты ком-
петентностного и квалификационного подходов в
обучении // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Пси-
хологические науки. 2012. № 1. С. 26-35.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе.
Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.8. Розов Н. Ценности гуманитарного образования //
Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 85-89.
9. Харитонова Е. В. Об определении понятий «компе-
тентность» и «компетенция» // Успехи современного
естествознания. 2007. № 3. С. 67-68.
10. Сагитова В. Р. Место компетенций и компетентности
в среде образование – практическая деятельность //
Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические
науки. 2014. № 3. URL:. http://evestnik-mgou.ru/
Articles/View/583 (дата обращения: 12.12.2014).
11. Черняева Т. Н., Преображенская Е. В. Высшее про-
фессиональное образование : компетентностно-ори-
ентированный контекст // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер.
Сер. Акмеология образования. Психология развития.
2014. Т. 3, вып. 2. С. 113-120.