Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Иванов А. В. Cовременные теории секуляризации и перспективы светско-религиозного диалога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 373-376. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-4-373-376, EDN: ITLPMS

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 52)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
261.7
EDN: 
ITLPMS

Cовременные теории секуляризации и перспективы светско-религиозного диалога

Авторы: 
Иванов Андрей Валерьевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Введение. В статье анализируются современные философские дебаты о соотношении светского и религиозного мировоззрения. Рассмотрены новейшие формы постсекуляризации как развития религиозных общин в постоянно секуляризующейся среде, выявлены ее основные измерения: деинституционализация религиозного образа жизни, индивидуализация веры, развитие новыхсоциальных форм. Теоретический анализ. Главная предпосылка исследования заключается в том, что существующие подходы не только противоречивы, но и имеют ограничения для конструктивного осмысления перспектив светско-религиозного диалога. На основе дискурсивной теории рассматривается рационально-дискурсивная и релятивистско-конвенциональная стратегия диалога. Как полагает Ю. Хабермас, представители и религиозного, и светского мировоззрения должны учиться другу друга, а религия должна быть «переведена» на рациональный язык секулярной культуры, нейтрализуя ее наиболее опасные компоненты. В целом соглашаясь с Хабермасом, Тейлор утверждает, что секуляризм – это основной способ обращения с разнообразием религиозных и нерелигиозных мировоззрений в условияхсовременности. В то же время Дж. Милбанк считает проблематичным эссенциализацию секулярного разума. В заключении обсуждаются перспективы светско-религиозного диалога в контексте российской культуры. Суть этой модели в поиске компромисса между крайностями догматической веры и светского разума.

Список источников: 
  1. Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке М. : Издательство Института Гайдара, 2020. 416 с.
  2. Berger P. L. Introduction: Between Relativism and Fundamentalism // Between Relativism and Fundamentalism: Religious resources for a middle position / ed. by P. L. Berger. Cambridge, UK: William B. Eerdmans, 2010. P. 1–13.
  3. Taylor Ch. Modes of Secularism // Bhargava R., ed. Secularism and its Critics. New Dehli: Oxford University Press, 1998. P. 31–53.
  4. Хабермас Ю., Ратцингер (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии / пер. с нем. М. : Библейско-Богословский институт св. Апостола Андрея, 2006. 112 с.
  5. Hohn H. Postsakulare Gesellschaft? Aktualitat und Relevanz einer Theorie religioser Dispersion // Transformation religioser Symbole und religioser Kommunikation in der Diaspora. Sozialpsychologische und religionssoziologische Annaherungen an das Diskursfeld Islam in Deutschland. Wiesbaden : Springer, 2018. S. 65 –80.
  6. Casanova J. Public Religions in the Modern World. Chicago : University of Chicago Press, 1994. 330 p.
  7. Milbank J. Theology and Social Theory: Beyond Secular Reason. Oxford : Blackwell Publishing Ltd, 2006. 443 p.
  8. Белжеларский Е. А. Истоки и смысл имманентистского дискурса в контексте радикальной ортодоксии Джона Милбанка // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18, № 1. С. 194–203.
  9. Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. 416 с.
Поступила в редакцию: 
27.08.2022
Принята к публикации: 
17.10.2022
Опубликована: 
23.12.2022