Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Дуплинская Ю. М., Фриауф В. А. Амбивалентность Предвечного и Предстоящего в христианской мистике как криптомистический подтекст философской мысли // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 4-8. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-1-4-8

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 14)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
111+291.1

Амбивалентность Предвечного и Предстоящего в христианской мистике как криптомистический подтекст философской мысли

Авторы: 
Дуплинская Юлия Михайловна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Фриауф Василий Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Доказывается, что сверхрациональность христианского мистического опыта качественно отличается от сверхрациональности иных мистических традиций. Помимо сверхрациональности Предвечного как инварианта всех сакральных традиций, христианский опыт сверхрационален в аспекте Предстоящего состояния обожения, которое является заданием, а не данностью. Этот аспект уникален как атрибут только христианского мистического опыта. В аспекте Предвечного мистическое единение с Богом осмысливается в метафорах поворота, слияния и растворения. В аспекте Предстоящего единение с Богом осмысливается в метафорах «делания»: соработничества и синергии с Богом. Если рациональное мышление, как и культура в целом, криптомифологично и криптомистично, то криптомистичность мысли, вырастающей на почве христианского архетипа, имеет специфику. Следствием неустранимой двухвекторности Предвечного и Предстоящего христианского архетипа являются флуктуации рациональной культуры, которых не породила никакая другая сакральная традиция. Апофатическая тайна Предвечного и Предстоящего распадается в философской мысли на два противоположных полюса. Один полюссвязан с феноменологической традицией трансцендентального поворота, другой – с утопической традицией. 

Список источников: 
  1. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Лосский В. Н. Боговидение. М. : АСТ, 2003. С. 111–308.
  2. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 140 с.
  3. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М. : Политиздат, 1991. 192 с.
  4. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия творчества, культурыи искусства : в 2 т. М. : Искусство, 1994. Т. 1. С. 37–341.
  5. Трубецкой Е. Смысл жизни // Трубецкой Е. Смысл жизни. М. : Республика, 1994. С. 4–220.
  6. Франк С. Непостижимое // Франк С. Сочинения. М. : Правда, 1990. С. 183–559.
  7. Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Боговидение. М. : АСТ, 2003. С. 455–550.
Поступила в редакцию: 
07.09.2021
Принята к публикации: 
20.12.2021
Опубликована: 
31.03.2022