Известия Саратовского университета. Новая серия.

Философия. Психология. Педагогика

ISSN 1819-7671 (Print)
ISSN 2542-1948 (Online)


Для цитирования:

Варламов Д. И. Академизация личности в музыкальном образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 454-457. DOI: 10.18500/1819-7671-2020-20-4-454-457

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 5)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
78:378

Академизация личности в музыкальном образовании

Авторы: 
Варламов Дмитрий Иванович, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация: 

В основе академизации искусства лежит эволюция мышления и обусловленное им художественное творчество человечества, что дает основание рассматривать этот процесс в глобальном масштабе, как временном, так и пространственном. Однако в учебных музыкальных организациях в процессе подготовки будущих музыкантов академизируется мышление и творчество каждой отдельно взятой личности, что позволяет говорить об индивидуальной академизации. В этом аспекте академизация в данной статье представлена впервые. Дается характеристика, выделяются особенности такой академизации, к которым относятся: во-первых, временная продолжительность – если глобальная академизация исчисляется веками и тысячелетиями, то индивидуальная – лишь годами и десятилетиями обучения искусству отдельного индивида; во-вторых, индивидуальная академизация, которая в абсолютном большинстве проходит в рамках учебной организации, оказывается всегда искусственной по своему типу. Как отмечалось в ранее опубликованных статьях автора, в искусственной академизации появление негативных тенденций (постакадемического синдрома) наиболее вероятно и их течение более остро (болезненно), нежели в естественном процессе, что требует особого внимания к содержанию музыкального образования и выбору методик обучения.

Список источников: 

1. Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 2. С. 363-381.

2. Варламов Д. И. Типология академизации искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 7-11.

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.06.2019).

4. Варламов Д. И. Обучение на русских народных инструментах : традиции и новации : автореф. дис. … д-ра. пед. наук. М., 2014. 46 с.

5. Варламов Д. И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании : монографический сб. ст. Саратов : СГК им. Л. В. Собинова, 2016. 84 с.

6. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. вторая. Интонация. М. ; Л. : Музгиз, 1947. 164 с.

7. Яворский Б. Л. Воспоминания, статьи и письма : в 2 т. М. : Музыка, 1964. Т. 1. 671 с.

8. Бергер Н. А. О гаммах : современный взгляд на идеи прошлого // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 6 (8). С. 74-79.

9. Кравцов Н. А. Эволюция хроматических клавиатур гармоник и их место в сохранении академических традиций образования // Вестн. Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 1. С. 135-151.